Эту книгу я ждал шесть месяцев с того момента, как впервые о ней услышал, и считаю, что это - главное литературное событие 2009 года, даже несмотря на то, что сейчас еще только март - маловероятно, что в этом году появится нечто, превосходящее этот шедевр.
После пятилетнего перерыва, один из лучших современных НФ-писателей Брюс Стерлинг вышел на сцену с великолепным посткиберпанк-романом о мире, пережившем экологическую катастрофу, остроумной сатирой, грубый и черный юмор которой разъедает все вокруг, как капли кислотного дождя.
В греческой архитектуре кариатиды - это женские статуи-колонны, опоры для зданий. Кариатиды Стерлинга - это группа женщин, чьи головы обременены не задачей поддержания здания от разрушения, но задачей поддержания от разрушения всей цивилизации. "Сестры" балканского военного преступника Елизаветы Михайлович (нет, ну вы только подумайте, а!), которая скрывается на орбите, - четверо клонов, выживших в подпольной биотехнологической лаборатории. В момент начала романа они рассеяны по всей планете. Альтруистка Вера работает в команде детоксикаторов, восстанавливающих Средиземный остров Млет (бывший Кипр) к некому подобию своего естественного состояния. Она - последовательница Acquis, одной из двух идеологических сверхдержав, которые управляют большей частью разобщенного пост-национального человечества. Acquis - это европейские анархо-техно-гики, которые отказались от денег и исповедуют проживание в высокотехнологичных комуннах, где сверхмощные компьютеры, робототехника, даже сканирование мозга - все используется для спасения беженцев и оздоровления планеты.
Другой сверхидеологией является движение Dispensation, которое не интересуется абсолютно ничем кроме того, что можно монетизировать и что приносит доход - неудивительно, что столицей движения является Лос-Анжелес. Стерлинг использует сарказм на всю катушку, повествуя о пост-голливудской культуре, наслаждающейся собственным превосходством и стремящейся с закулисному управлению абсолютно всем, происходящим на планете - в том числе и концом света. Сестра Веры Радмила - одна из самых влиятельных знаменитостей, состоящая в клане Montgomery-Montalban. В культуре клана - Семьи, как они себя называют, абсолютно все сводится к созданию шоу и перфоманса. В то время как члены Acquis тяжелым трудом восстанавливают мертвый остров, шурин Веры John Montgomery проводит день с набором очков, которые просто проецируют виды восстановленного острова на настоящие руины, и готовит бизнес-план по привлечению туристов.
Соня - третья сестра, работающая в глубине пустыни Гоби. Контрастный как и всю свою историю, Китай остался последним национальным государством на планете. Стремления китайцев направлены на освоение Марса. Если Земля умирает, то почему попросту не переехать? Соня целиком поглощена сдерживанием террористов от проекта имитации исскуственной марсианской биосферы в пустыне. Именно там она получает важную информацию о себе, о своих сестрах и о проекте по клонированию, создавшего их. Четвертую сестру, Бисерку (в некотором роде говорящее имя, правда?), Стерлинг не использует в качестве ключевого персонажа, поскольку она практически безумна, и об этой сестре можно судить только по тому, как остальные герои романа с ней взаимодействуют.
Что ж, все четыре сестры в некотором смысле полностью характеризуют человечество 2065 года - деятельная Acquis-активистка Вера, пытающаяся спасти всё, что ещё осталось на планете; гламурная Dispensation-звезда Радмила; Соня, представительница самодостаточного Китая, который вечно идет своим собственным путем; наконец, полусумасшедшая Бисерка, которая как бы олицетворяет безумие и упадок субкультур, не входящих в три основные мировые силы. В романе Стерлинг обращает внимание на врожденную человечную мелочность, на эгоизм, на преследование сиюминутных целей тогда, когда нужно сплотиться перед глобальным крахом. Сестры-кариатиды столкнутся именно с этой проблемой - как переступить через личные интересы, через интересы фракции и общества, которому принадлежишь, чтобы общим усилием решить проблемы всей цивилизации. Или, может, быть, проще улыбаться и махать, размеренно шагая по пути к Армагеддону?
Роман получился умный, насыщенный, колючий, захватывающий и сатиричный - какой и должна быть работа великолепного писателя, вот уже 25 лет находящегося на самом переднем крае современной научной фантастики.
Соня - третья сестра, работающая в глубине пустыни Гоби. Контрастный как и всю свою историю, Китай остался последним национальным государством на планете. Стремления китайцев направлены на освоение Марса. Если Земля умирает, то почему попросту не переехать? Соня целиком поглощена сдерживанием террористов от проекта имитации исскуственной марсианской биосферы в пустыне. Именно там она получает важную информацию о себе, о своих сестрах и о проекте по клонированию, создавшего их. Четвертую сестру, Бисерку (в некотором роде говорящее имя, правда?), Стерлинг не использует в качестве ключевого персонажа, поскольку она практически безумна, и об этой сестре можно судить только по тому, как остальные герои романа с ней взаимодействуют.
Что ж, все четыре сестры в некотором смысле полностью характеризуют человечество 2065 года - деятельная Acquis-активистка Вера, пытающаяся спасти всё, что ещё осталось на планете; гламурная Dispensation-звезда Радмила; Соня, представительница самодостаточного Китая, который вечно идет своим собственным путем; наконец, полусумасшедшая Бисерка, которая как бы олицетворяет безумие и упадок субкультур, не входящих в три основные мировые силы. В романе Стерлинг обращает внимание на врожденную человечную мелочность, на эгоизм, на преследование сиюминутных целей тогда, когда нужно сплотиться перед глобальным крахом. Сестры-кариатиды столкнутся именно с этой проблемой - как переступить через личные интересы, через интересы фракции и общества, которому принадлежишь, чтобы общим усилием решить проблемы всей цивилизации. Или, может, быть, проще улыбаться и махать, размеренно шагая по пути к Армагеддону?
Роман получился умный, насыщенный, колючий, захватывающий и сатиричный - какой и должна быть работа великолепного писателя, вот уже 25 лет находящегося на самом переднем крае современной научной фантастики.