Отличный пост, ребята - чувак претендует на то, что составил полную и всеобъемлющую систему, с помощью которой мы теперь сможем измерять градус научности в фантастике! Ну и, кстати, нормально так получилось, вменяемо вполне, на мой взгляд. Я тут ниже частично скопировал это дело с некоторыми своими коррекциями.
1. Истинные научные элементы. Строго подчиняются известным научным законам реального мира. Повествование твердо основывается на теоретической базе современной науки и на очевидных, наиболее вероятных экстраполяциях. Самые яркие примеры - "Гаттака" и "Космическая одиссея 2001" (за исключением финала).
2. Маловероятные научные элементы. Это тоже разновидность "твердой" научной фантастики, но в этом случае экстраполяции менее правдоподобны, хотя вполне допустимы и не выходят за рамки известной научной базы. Например, если мы рассуждаем об андроидах, то вряд ли целенаправленно ограничим срок их жизни тремя годами - а ведь именно так поступили создатели "Blade Runner". Хотя в этом нет ничего антинаучного, наиболее вероятным вариантом такой подход не назовешь.
3. Гипотетические научные элементы. В этом случае автор значительно дополняет известную научную картину мира (например, вводит раздел нейробиологии, связанный с природой сознания, которое в настоящее время исследовано мало), или вводит правдоподобные научные теории, конкурирующие с общепринятыми.
4. Элементы "волшебства". Здесь в явном виде не нарушаются физические законы, однако автор не дает никаких намеков на то, как устроены технологии или явления, которые он придумал. Таким образом, "волшебство" здесь используется в контексте закона Кларка "любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства". А всё остальное - это вы, читатели, дескать, уж сами как-нибудь. Не маленькие.
5. Элементы лучшей науки. Произведения с элементами "волшебства" просто используют неполноту наших научных знаний, а вот те, что претендуют на лучшую науку, напрямую нарушают даже то немногое, что мы сейчас знаем. Подавляющее большинство фантастических произведений относятся именно к этому разделу - все эти гиперпространственные приводы, антигравитация, путешествия во времени и прочие радости лучшей жизни.
6. Псевдонаучные элементы. Тоже очень обширная категория, которая вводит идеи, маскирующиеся научными, но при внимательном осмотре не выдерживающие никакой критики. В этом случае автор не только нарушает известные законы мироздания, но и не предоставляет никакой научной замены. В псевдонаучных произведениях часть, касающаяся вразумительных объяснений напридуманного либо намеренно опускается, либо маскируется мутным "наукообразным" жаргоном. Типичный пример - существа в "Метро 2033".
7. Похеренная наука. Дальнейшее развитие псевдонауки, где научные представления о мире намеренно игнорируются. Смысл игнорирования, как правило, заключается в придании зрелищности и эффектности. Осточертевший пример - взрывы в космосе.
8. Антинаучный ад. Научная картина мира рушится не в целях сюжета, а просто потому что автор не знает, что такое научная картина мира. Трэш и пиздец, смех и слёзы. "Армагеддон" с Уиллисом.