пятница, 13 января 2012 г.

Из нового научно-популярного суперблокбастера Александра Маркова "Эволюция человека", которым сейчас зачитываются, по-моему, вообще все вокруг, удалось почерпнуть массу совершенно удивительных фактов, доселе мне неизвестных: например, что наш общий с обезьянами эволюционный предок внешне был больше похож на человека, чем на шимпанзе. Или вот неандертальцы. Сейчас уже известно, что волна экспансии хомо сапиенсов, докатившись из Южной Африки в Европу, заселенную тогда неандертальцами, смела аборигенов в эволюционную пучину. Любопытно, что неандертальцы все-таки не пропали бесследно: они скрещивались с сапиенсами, поэтому мы все, потомки первых европейцев и азиатов, немножко, так сказать, метисы. У каждого из нас примерно 1-4% генов альтернативного человечества. На сегодняшний день настоящие, чистокровные представители биологического вида "homo sapiens", не содержащие примесей других генов, водятся лишь в Африке южнее Сахары и выглядят преимущественно вот так.

История имеет сослагательное наклонение лишь в трэш-фантастике, заполонившей книжные магазины, но даже среди этих сумерков рассудка я, кажется, никогда не встречал спекуляций на тему победы неандертальцев над сапиенсами в эволюционной гонке. Ох уж эти высокие, сильные, крепкие и мозговитые северяне! Что, если бы именно они оставили за собой Европу и Азию, а сапиенсов прогнали обратно в Африку? Как бы выглядела цивилизация, если бы на планете сосуществовали две разновидности людей?

Кстати, о культурном разнообразии: я тут недавно цитировал Талеба, и там упоминалась некоторая статья в Science, касательно национальной самобытности. По поводу этой статьи возникли вопросы, так вот, если вам интересно: имелась в виду вот эта работа: Robins, Richard W., 2005, "Psychology: The Nature of Personality:Genes, Culture, and National Character." Science 310: 62-63 (pdf, спасибо, Юра!)