суббота, 22 ноября 2008 г.

Руди Рюкер: Киберпанк, начало.

Из блога писателя.

В какой-то момент я вступил в переписку с молодым писателем из Техаса по имени Брюс Стерлинг. Он написал яркие рецензии на Spacetime Donuts и White Light в бесплатной еженедельной газете. В сущности, он стал самым первым критиком, который оценил эти книги. Вскоре после этого, Брюс начал издавать свой собственный журнал Cheap Truth.

на фото: Брюс Стерлинг, 1983 год

Брюс очень любил все, что было связано с Советским Союзом - не потому, что он имел коммунистические убеждения, а потому, что он видел в СССР альтернативу Америке. Для него это был как параллельный мир, как альтернативная история, в которой также существует сверхдержава, но при этом кардинально отличающаяся от знакомой и привычной американской действительности. Он рассуждал о своем журнале "Дешевая правда" (Cheap Truth) как о некоторой форме самиздата (samizdat). Под этим он подразумевал то, что вместо отпечатывания номеров журнала в типографии он поощряет распространение издания копированием на ксероксах, таким образом поддерживая некую подпольную эстетику и ореол сопротивления.

Читая спорадические рассылки "Дешевой Правды" Брюса, я открыл для себя, что существует целое сообщество молодых писателей научной фантастики - таких же громких, сердитых и радикальных, как я в те годы. Напыщенные статьи "Дешевой Правды" выходили под авторством людей со странными абсурдными псевдонимами, как, например, Sue Denim и Vincent Omniaveritas. Я находился несколько в стороне от общей тусовки, поэтому мне было достаточно проблематично выяснить, кто скрывается за этими псевдонимами. Тем не менее, я обращал внимание на авторов, чьи имена постоянно упоминались: Брюс Стерлинг, Уильям Гибсон, Пэт Кадиган, Джон Ширли, Грег Бир. Живя в маленьком Линчберге, Вирджиния, я не мог найти практически ни одной книги этих писателей. Брюс время от времени присылал мне по почте те или иные книги, в том числе несколько своих романов, включая Involution Ocean, эту восхитительную новую трактовку Моби Дика. Мне она безумно понравилась, в том числе и за своеобразную маниакальную концовку. Жаль, но даже в наше время эту книгу очень тяжело найти.

Журнал Стерлинга не предлагал какого-то нового названия для зарождающегося свежего направления в научной фантастике - и его не было до тех пор, пока все вокруг не стали называть подобную литературу словом "киберпанк". Мы встретились со Стерлингом, Гибсоном и Шайнером в сентябре 1983 года на всемирном съезде НФ-писателей в Балтиморе. Они уже прочитали мой новый роман The Sex Sphere, который вышел в издательстве Ace.

на фото: Уильям Гибсон

Гибсон производил впечатление с первого взгляда. Он был высок и худощав, с тонкой шеей и казавшейся в некотором смысле гибкой головой. Уильям буквально покорял всех интеллектом, веселым характером и забавным поведением. Как и остальные киберпанки, Гибсон был несколько моложе меня, и поэтому относился ко мне с нескрываемым уважением.

(продолжение позднее)