суббота, 15 ноября 2008 г.

Fallout 3: Интерактивный апокалипсис


Поздним вечером, когда сумерки уже почти полностью поглотили опустошенную, выжженную землю, ты подошел к заброшенному супермаркету. Рядом с покосившимся зданием догнивают разбитые остовы автомобилей, среди них в полутьме особенно выделяется туша автобуса на воздушной подушке. Стоит мертвая тишина. Ты приближаешься ко входу в магазин, предвкушая пополнение запасов пищи, воды и хоть каких-нибудь лекарств. Внезапно из темноты выплывает обезображенный труп мутанта, который прикован цепями у входной двери. Рейдеры, твою мать! И они где-то поблизости. Осторожно, стараясь не издать ни звука, ты обходишь автостоянку и неожиданно видишь группу вооруженных людей. Черт, только не сейчас - конечно, все еще можно попытаться ограбить магазин, но при этом точно прольется кровь. И почти наверняка - твоя. Впрочем, выбора нет - в этом мире, где дыхание смерти ощущается каждую секунду, любой шаг дается очень тяжело.

С выхода Fallout 2 прошло почти 10 лет, и до появления нового Fallout я с любовью и преданностью вспоминал сумасшедшую смесь из насыщенного геймплея, остроумных отсылок к поп-культуре, неформатного юмора и ретрофутуристичной эклектики игрового мира. Конечно же, были опасения, что Fallout 3, учитывая столь долгий перерыв, не дотянет до высочайшего уровня, заданного его предшественниками. К счастью, опасения не оправдались. Даже наоборот.

Fallout 3 захватывает моментально. Тот самый труднопереводимый термин immersive, который лепят на все говно подряд, к Fallout 3 подходит идеально - игра действительно погружает в свой мир, обволакивает и зачаровывает. Создается впечатление, что ты сам являешься одновременно режиссером, оператором и главным героем фильма о постапокалиптическом мире, уничтоженном ядерным вихрем. Мрачное обаяние старого Fallout, включая фирменный черный юмор и ретро-хайтек, сохранено в полном объеме. Игра ничем не ограничивает игрока и не удерживает его - например, в самом начале, обладая только дрянным оружием и горсткой пуль, вполне возможно нарваться на тяжеловооруженных противников, и, не проявив должной осторожности, закончить свою миссию гораздо раньше, чем этого хотелось бы. Иногда это раздражает - "так нечестно!" - но, с другой стороны, придает реалистичности и нагнетает саспенс. Жутковатые уродцы-мутанты контрастно вписаны в знакомые картины окружающего мира, и видимый из многих мест разрушенный купол Капитолия еще больше придает ощущение реальности происходящего.

Кроме того, всегда есть выбор развития сюжета, который основан на неких моральных нормах. Встретив персонажа, можно оказать ему поддержку, обокрасть его или просто убить - если хочется. Разумеется, каждый поступок имеет свои последствия. В целом, можно придерживаться какой-то определенной модели поведения, скажем, стать безбашенным сорвиголовой, Нео-подобным суперхакером или постапокалиптическим нинзя, скрывающемся в сумерках. В начале игры можно обнаружить город Мегатон, в центре которого находится неразорвавшаяся атомная бомба. Мэр города просит тебя деактивировать опасность, но буквально тут же на пути встречается человек, который за солидную сумму предлагает взорвать бомбу вместе со всеми жителями поселка. Казалось бы, тоже мне - моральная дилемма, взорвать нахрен и посмотреть на красивый атомный грибок. Но тут вспоминаешь про людей, живущих в городе, с которыми ты встречался и работал - Мойра, изворотливый исследователь и владелец магазина, бывший рейдер и его приемная дочь, сбитый с толку старик и его раздраженная жена, непрерывно курящая шлюха - и знаете, именно поэтому я не взял деньги. И именно поэтому я считаю, что в Fallout 3 самые "живые", настоящие NPC.

А кстати, о шлюхах. Спрячьте игру от детей, и, пожалуй, от любимой девушки тоже. Обилие ругани и мата, сплошное насилие, доступные за вменяемую цену "рабочие девочки", реалистичные брызги крови и разрывающиеся головы - словом, никакого конформизма, идиотской толерантности и, вследствие этого, соответствующий возрастной рейтинг. Великолепно.

И да, атмосфера. Immersive. Absolutely.