пятница, 6 марта 2009 г.

Нет детей. Нет будущего. Нет надежды.

Есть всего лишь один фильм со сценой, при виде которой у меня каждый раз стоят слезы в глазах. В этом фильме Тео и Ки, держа на руках плачущего младенца, спускаются по ступеням разрушенной гостиницы в самый разгар битвы между террористами и правительственными войсками. И в этот момент всё происходящее замирает, смолкает канонада танков, минометов и автоматов, и потрясенные люди слышат крик ребенка, первого ребенка на Земле за последние 18 лет, протягивают к нему руки, молятся, невнятно кричат, падают на колени. В этом фильме недалекое будущее настолько сумрачно, насколько и реалистично, особенно с учетом последних событий в мировой экономике, а кошмарная предапокалиптическая Британия, которая является не меньшим актером в фильме, чем тот же Тео, наводит на мысли - уж если эта Британия названа островом порядка и спокойствия, что же происходит в остальном мире? В этом фильме бесчисленное количество моментов, картинку в которых хочется поставить на паузу и рассмотреть поподробнее - мусульман, с автоматами в руках скандирующих "аллах акбар", мрачные кварталы Бексхилла, русскую бабушку, сюсюкающую с младенцем, капли крови на камере, повсюду  расклеенные газеты с заголовками наподобие "Россия применяет атомное оружие: Казахстан уничтожен" или "С сегодняшнего дня все иностранцы вне закона", видеорекламу на общественном транспорте, героя Майкла Оуэна, слушающего по накурке странную музыку из 2027 года , которая состоит из бульканий и ритмичного скрежета на стыке idm, techno и drum'n'bass - музыкальными терминами это не объяснить, это надо слышать. Этот фильм очень страшен и действительно жутковат, хотя там нет ни пожирающих мозги монстров, ни зомби, ничего подобного, словом - только кошмарная безысходность, тоска и серая гамма окружающего мира; мира, которому уже не на что надеяться, нечего ждать и не к чему стремиться, мира, у которого нет будущего и нет надежды. Наконец, в этом фильме великолепный финал, в котором главный герой умирает за несколько минут до того, как  корабль с многозначительным названием "Завтра" медленно выплывет из туманной мглы, и в этом фильме есть буквально пара секунд детского смеха на качелях возле дома, которые можно услышать перед финальными титрами, и эти несколько секунд ставят точку в повествовании несравнимо эмоциональнее, чем пространные эпилоги голливудских блокбастеров с обязательной визуализацией сбычи мечт и поцелуем сексапильной блондинки. Это художественый фильм "Дитя Человеческое", гениальный кинематографический шедевр, мощное депрессивное и экспрессивное зрелище, один из лучших фильмов, что я видел в своей жизни.