вторник, 31 марта 2009 г.

Будущее начинается в Токио

Интервью с берлинским фотографом-урбанистом Thomas Birke, опубликованное на незабвенном DRB.

Я очарован мегаполисами и жизнью в окружении миллионов других людей. Обожаю неоновые огни и гигантские общественные экраны на улицах. И крыши. Везде. На мой взгляд, бетонные джунгли прекрасны в своей романтике.
Летом 2008-го я провел три недели в Токио. Моей целью были фотосъемки будущего. То, что я увидел, превзошло мои ожидания, это было впечатляюще. Оказалось, что в Токио будущее уже давно наступило. Облик мегаполиса не определяется каким-то общим планом, наоборот - город органически растет за счет архитектурных пристрастий миллионов индивидуалов. В результате получилась структура, которая, кажется, живет своей собственной жизнью, даже если вы не встретите ни одного из её обитателей. Урбанистический фотосет, посвященный Токио, в высоком разрешении можно посмотреть в этой галерее на Flickr.
Я вижу свою задачу в создании картины мегаполиса будущего. Возможно ли огромному количеству людей жить вместе в ограниченном пространстве? Полагаю, да. Есть два варианта - хороший и плохой. Тщательно спланированные элегантные многоэтажки из стали и бетона против трущоб, слепленных из всего того, что найдено на свалке. Гонконг против Мексико.
Мне больше всего нравится плотность человеческого траффика. Я стремлюсь к тому, чтобы на каждой из своих фотографий показать по крайней мере 1000 человек, ну или хотя бы следы пребывания людей в кадре - будь то освещенные окна их квартир, следы транспортных средств или белье, вывешенное для просушки на балконе. Даже если вы не видите самих людей, вы все равно ощущаете их влияние на окружающую среду. Это организм, живой и дышащий.
Токио - крупнейшая агломерация на планете. Несмотря на это, мегаполис относительно безопасен и функционально очень эффективен. В нем неповторимым образом смешались практически все известные человечеству религии и философские течения. Из-за того, что гигантское количество людей собрано на территориально небольшой площади, каждый может найти группу людей со сходными увлечениями, какими бы странными они ни были - если вы, конечно, не ищете одиночества намеренно. Линии городского и общественного транспорта пронизывают и оплетают инфраструктуру Токио подобно гигантским змеям.
"Бетонные джунгли" - не просто яркая аналогия, ведь мегаполис напоминает лес по своей структуре. Внизу находится слой "кустов", образованный миллионами одно- и двухэтажных зданий; над ними возвышаются низкорослые "деревья" из более высотных строений, наконец, "лес" венчают пики нескольких десятков ультрасовременных небоскребов. Листья и ветви "деревьев" мимикрируют под миллионы внешних антенн, столбов и кондиционеров. Всё это взаимоувязано густой сетью лиан из шоссе, пешеходных переходов, лестниц, лифтов и железнодорожных путей.
Взаимосвязь, энергетика и мощь этого живого леса из бетонных деревьев - вот, что я хочу показать в своей работе. Для этого я облазил бессчетное количество крыш и пожарных выходов в Токио. Фотографии, которые вы видите в галерее, посвящены не отдельным зданиям, но всей полноте урбанистических джунглей. Все составляющие изображения одинаково важны, и чем дольше вы будете вглядываться в фотографию, тем больше открытых окон вам удастся обнаружить. Я пытался добиться эффекта мнимой трехмерности за счет размера картинки, и в результате получилось что-то вроде виртуального глаза, застывшего на конкретном виде города.
Я всю жизнь искал город, который показан в "Бегущем по лезвию бритвы"... Что ж, все мои киберпанковские мечты нашли свое воплощение в Токио.