Говоря "сингулярность", мы, как правило, подразумеваем исторический момент, когда развитие технологий достигнет столь высокого уровня, что мы не сможем даже примерно предсказать дальнейшее будущее. Странно, но я почти нигде не встречал размышлений о том, что "сингулярность" (в смысле "историческая неопределенность") придёт не со стороны технологий, а со стороны религии и богословия. Назовем её "теологическая сингулярность": ключевая точка в истории цивилизации, вызванная появлением и ошеломительно быстрым распространением новой глобальной религии. Упав посредством современных телекоммуникационных технологий на такую исключительно благодатную почву, как, например, северо- и южноамериканский набожный социум, семена веры взойдут и расцветут моментально, распространяясь по всей планете со скоростью сетевого вируса. В этом случае мы не сможем даже примерно предсказать будущее, которое наступит, если подавляющее большинство умов планеты будут захвачены одной идеей. Существующие религии могут быть объявлены частными случаями общей веры, что не отвергает существования Аллаха, Будды, Иисуса, Иеговы, или кого бы там ещё ни было - но обобщает их, как специальная теория относительности обобщает ньютоновскую механику. Таким образом, новая вера очень быстро найдет сторонников в стане наименее ортодоксальных приверженцев старых религий, которых подавляющее большинство. Далее, в современном обществе никакая идея не может быть принята на веру бездоказательно. Следовательно, в период становления новой религии она должна будет подкреплять себя "чудесами" и "пророчествами". В качестве чуда создателям религии мог бы послужить прорыв в нанотехнике или генной инженерии, скрытый от огласки и впоследствии массово продемонстрированный (с использованием, разумеется, всей мощи глобальных СМИ) в наиболее эффектном свете. Я полагаю, что инициатором создания глобальной религии мог бы стать некий существующий общественно-социальный институт, обладающий значительной властью, вследствие чего имеющий возможность контроля технологий в глобальном масштабе. Такой институт может быть полумифическим, как некое тайное общество, или реально существующим, но не не афишируемым, как, скажем, Бильдербергский клуб. Нужно ли говорить, насколько структура, обладающая подобной властью, легко может решить вопрос с разнообразными "пророчествами" - попросту исполняя их сама. Что касается внедрения новой веры в людские умы, то это представляется вполне решаемой задачей, учитывая, что большая часть населения планеты имеет доступ к массовым СМИ и, в особенности, к телевидению - а также тот факт, что подавляющее большинство людей не склонны критически воспринимать преподносимые сведения. Кроме того, число пользователей интернета растет в геометрической пропорции - это ещё больше упрощает задачу, поскольку пользователи Сети лучше других людей поддаются навязыванию фальсифицированной информации.
Следовательно, в практическом плане заражение мирового сообщества новой религией реализуемо уже на существующем социальном и технологическом уровне. Теперь осталось решить, зачем, собственно, кому-то это понадобится. Первый вариант: глобальный контроль. Не секрет, что сейчас очень активно обсуждается идея единого мирового правительства. Некоторые даже утверждают, что текущий спад в глобальной экономике должен был вызвать управленческий кризис мирового масштаба, в результате которого власть над большей частью планеты сможет перейти в руки небольшого круга людей (более того, некоторые персонажи в Сети готовы этих людей перечислить поименно). Как бы то ни было, идея мирового правительства очень заманчива для многих. Однако любое правительство всегда уязвимо - как со стороны оппозиции, так и со стороны подданных, и чем больше масштаб вверенных территорий, тем больше проблем с подчиненными. Эту проблему как раз могла решить религия, когда истинный правитель скрывается за ликами религиозных деятелей, а паства смиренно и благодушно подчиняется тщательно разработанным религиозным догматам. Вторая причина необходимости глобальной религии - массовый страх перед технологическим прогрессом. В этом случае религия могла бы стать сдерживающим фактором, ограничивающим, или вовсе ставящим вне закона развитие науки, исследования и прогресс как таковой. Наконец, третья важная причина введения новой религии - для объединения мирового сообщества, которое на данный момент представляет собой огромное количество разобщенных в культурном плане групп. Такое всемирное объединение может быть предпринято перед лицом глобальной катастрофы - мировой войны или природного катаклизма. Также глобальная религия потенциально могла объединить силы человечества для реализации некой сверхзадачи - например, освоения дна мирового океана или строительства орбитальных городов. Надо ли говорить, что в последнем, третьем варианте, религия выступает вполне гуманным средством. Соответственно, в зависимости от того, какая именно задача будет решаться посредством глобальной религии, будут выбраны религиозные догматы, объекты поклонения и ритуалы, так, чтобы они наиболее полно удовлетворяли стоящим перед религией вопросам.
Таким образом, в современном мире, на мой взгляд, подготовлена великолепная почва для создания новой глобальной религии, учитывая влияние масс-медиа (в особенности интернета) и общемировую социально-экономическую нестабильность и неуверенность. Развивая дальше тему эскалации религиозности, можно предположить упадок, который начнется спустя 10-20 лет после появления новой религии и к середине столетия приведет к началу эпохи новых религиозных "темных веков", связанный с разгромом науки и гонениями на учёных. Наиболее предпочтительным годом первых упоминаний деятельности пророков (мессий) новой веры стоит полагать 2012-й год, который в массовом сознании уже сейчас устойчиво ассоциируется с катаклизмами и переменами. Наиболее возможный образ врага (еретика) - учёный, политик, бизнесмен, общественный деятель.
"Если не хочешь работать - создай свою религию". Врожденная склонность человека к догматичному мышлению может полностью изменить мир в этом столетии - такой лакомый кусок никак не может остаться без внимания.