суббота, 28 ноября 2009 г.

Либрусек

Пока я последнюю неделю отчаянно ублажал пелевинскую зеленую жабу, в Сети произошло важное для меня событие, напрямую c этой самой зеленой жабой связанное: Либрусек перешел на платную модель функционирования. Ссылки я здесь давать не буду, обсуждается это везде, и, к сожалению, чаще всего любые проблески разума в комментариях глушатся истериками дебилов, вооруженных лозунгом "информация должна быть свободной" и оперирующих риторикой наподобие "библиотека ссучилась" и "блядолегализация".

От себя скажу вот что. Если введение оплаты подразумевает собой неограниченный доступ к огромному и разноплановому архиву либрусека без лагов и тормозов, качественную вычитку и форматирование текстов, удобный каталог без дублирования произведений, то я лично, учитывая свои объемы прочитанного, готов влегкую платить за такой сервис не десять долларов, а, скажем, тысячу рублей в месяц. Мне важно иметь возможность часто скачивать большое количество книг, и, соответственно, платить не поштучно, а за саму возможность скачивания. Дело в том, что начинаю читать я очень много, а дочитываю книгу до конца весьма редко: наверное, вы согласитесь, что сегодняшнее книгоиздание при ошеломительном ассортименте предлагает лишь единицы действительно достойных произведений. Вообще, с учетом современных реалий, абонентская оплата с неограниченным доступом, на мой взгляд, единственная имеющаяся модель, способная полностью учесть желания потребителя контента и его производителя, и даже не оставить без хлебушка с икоркой всех этих мутных персонажей, паразитирующих на отношениях "автор - читатель": словом, кажется, довольны все. Более того, нужно заметить, что бесплатный либрусек вынуждал философски подходить к проблемам с контентом: если сервис лежал и даже не пинговался, то оставалась печально вздохнуть, записать на бумажке название искомой книги, чтобы не забыть, и надеяться, что завтра-послезавтра архив возобновит работы. С платным сервисом, конечно же, имеет смысл надеяться на полное отсутствие подобных проблем.

Это все отлично, но удручает другое. Как вы думаете, что за цифра - 10$? Откуда она взялась? Будут ли эти деньги направлены на урегулирование конфликтов с авторами? Я не знаю. Из заявления Ларина мало что понятно, а разгребать вонючий поток комментариев в поисках истины у меня нет ни терпения, ни желания. То есть понимаете, одно дело платить за удобный легальный сервис, который делает отчисления авторам и как-то цивилизует дикую ситуацию с копирайтом в современной Сети, и совсем другое - платить за, фактически, краденое. К сожалению, в современном рунете "платный" далеко не всегда значит "легальный": когда я был еще маленький и неопытный, я искренне считал известный магазин электронной музыки "рекордингс.ру", который продает пиратскую музыку, честным средством покупки трэков (не знаю, как там дела в этом плане сейчас, но, судя по внешнему виду сайта, ничего не изменилось). То есть я к чему: если Либрусек станет аналогом "рекс.ру" в области литературы, то в этом случае, разумеется, придется с ним попрощаться.

Кстати, я вот прямо сейчас проверил - либрусек работает как и раньше. Без всякого там. Так что, наверное, можно успеть выкачать то, до чего руки не доходили, а потом уже спокойно наблюдать, чем закончится вся эта возня.