Очень любопытный пост Марка Ньютона, в котором он перечислил несколько причин, благодаря которым мы стали свидетелями практически полной капитуляции научной фантастики перед фэнтези на полках книжных магазинов.
Первая из них, как это ни удивительно - женщины стали больше читать. Ну да, во всех проблемах ищите женщину, синьоры. Суть в том, что утонченная женская внутренняя организация очень плохо переваривает технически насыщенную "твердую" НФ, зато замечательно справляется с фэнтези, особенно про вампиров, особенно про элегантных и романтичных вампиров, особенно в исполнении Стефани Мейер (боже, я написал в своем блоге это имя!). Словом, барышни стали вносить весьма значительных вклад в баланс рыночных долей литературных жанров, и отсюда все наши беды.
Вторым идет тот факт, с которого я бы, пожалуй, вообще начал: будущее, как известно, уже наступило. Репортажи с технических выставок и пресс-конференций компаний уровня Intel или Apple заменяют любой вымысел "ближнего прицела". К тому же, мир меняется слишком быстро, чтобы пытаться интересно спекулировать на техническом прогрессе и не выглядеть идиотом год спустя - это с одной стороны, а с другой - мы все в курсе успехов современной науки, и в силу этого отлично понимаем, что нам не светит ни звездоплавание, ни покорение планет, ни обаятельные пришельцы - то есть ничего из того, что составляло львиную долю научной фантастики до-киберпанковского прошлого.
Далее Марк Ньютон понес, на мой взгляд, околесицу насчет того, что идеи НФ утекли в другие жанры беллетристики, поэтому третий пункт мы пропустим и перейдем сразу к четвертому. Суть его в том, что на рынок начало влиять поколение, выросшее не на "Звездных войнах", а на "Властелине колец" и "Гарри Поттере". Вот это уже интересная и для меня свежая мысль. Фэнтези имеет огромную поддержку в Сети: просто сравните количество блогов и форумов, посвященных фэнтези и НФ и придете к неутешительным выводам. А ведь именно поколение "Гарри Поттера" (это без насмешки) и есть основной создатель контента в этих сетевых ресурсах. Тут уже, видимо, можно говорить об эффекте домино: масс-медиа не производит НФ, потому что потребители привыкли к фэнтези, потому что масс-медиа не производило НФ. Конца цепочке пока что не видно: вряд ли в обозримом будущем появится мощнейшая научно-фантастическая франшиза, сравнимая со вселенной Star Trek или с творчеством Артура Кларка.
Сказанное не значит, что НФ полностью деградировала и исчезла как явление - вовсе нет: авторы пишут, иногда весьма неплохо, часто заключают роскошные контракты с издательствами. Но несмотря на это приходится констатировать трэнд: доля НФ на рынке все тает и тает. Процесс упадка начался в 80-х, когда закончился киберпанк, и к настоящему времени достиг таких размахов, что можно говорить о полной потере интереса публики к научной фантастике. Sad but true.
Первая из них, как это ни удивительно - женщины стали больше читать. Ну да, во всех проблемах ищите женщину, синьоры. Суть в том, что утонченная женская внутренняя организация очень плохо переваривает технически насыщенную "твердую" НФ, зато замечательно справляется с фэнтези, особенно про вампиров, особенно про элегантных и романтичных вампиров, особенно в исполнении Стефани Мейер (боже, я написал в своем блоге это имя!). Словом, барышни стали вносить весьма значительных вклад в баланс рыночных долей литературных жанров, и отсюда все наши беды.
Вторым идет тот факт, с которого я бы, пожалуй, вообще начал: будущее, как известно, уже наступило. Репортажи с технических выставок и пресс-конференций компаний уровня Intel или Apple заменяют любой вымысел "ближнего прицела". К тому же, мир меняется слишком быстро, чтобы пытаться интересно спекулировать на техническом прогрессе и не выглядеть идиотом год спустя - это с одной стороны, а с другой - мы все в курсе успехов современной науки, и в силу этого отлично понимаем, что нам не светит ни звездоплавание, ни покорение планет, ни обаятельные пришельцы - то есть ничего из того, что составляло львиную долю научной фантастики до-киберпанковского прошлого.
Далее Марк Ньютон понес, на мой взгляд, околесицу насчет того, что идеи НФ утекли в другие жанры беллетристики, поэтому третий пункт мы пропустим и перейдем сразу к четвертому. Суть его в том, что на рынок начало влиять поколение, выросшее не на "Звездных войнах", а на "Властелине колец" и "Гарри Поттере". Вот это уже интересная и для меня свежая мысль. Фэнтези имеет огромную поддержку в Сети: просто сравните количество блогов и форумов, посвященных фэнтези и НФ и придете к неутешительным выводам. А ведь именно поколение "Гарри Поттера" (это без насмешки) и есть основной создатель контента в этих сетевых ресурсах. Тут уже, видимо, можно говорить об эффекте домино: масс-медиа не производит НФ, потому что потребители привыкли к фэнтези, потому что масс-медиа не производило НФ. Конца цепочке пока что не видно: вряд ли в обозримом будущем появится мощнейшая научно-фантастическая франшиза, сравнимая со вселенной Star Trek или с творчеством Артура Кларка.
Сказанное не значит, что НФ полностью деградировала и исчезла как явление - вовсе нет: авторы пишут, иногда весьма неплохо, часто заключают роскошные контракты с издательствами. Но несмотря на это приходится констатировать трэнд: доля НФ на рынке все тает и тает. Процесс упадка начался в 80-х, когда закончился киберпанк, и к настоящему времени достиг таких размахов, что можно говорить о полной потере интереса публики к научной фантастике. Sad but true.