Скорее всего, я не открою никакой тайны, если скажу, что в большинстве своем люди (по крайней мере те люди, что не путают трансгуманизм и постмодернизм, например) относятся к трансгуманистским идеям с изрядным скептицизмом, если не сказать жестче. Дескать, и с наукой они связаны весьма опосредованно, и известные морально-этические нормы напрочь разрушают, да и в целом, видите ли, слишком сильно похожи на чепуху с точки зрения просто человеческого здравого смысла. Печально, но ведь и сами фанаты H+, будучи встречены в сетевых дискуссиях, далеко не всегда создают впечатление вменяемых людей; скорее - странных сектантов не от мира сего. Все же понимают, что, согласно знаменитому эмпирическому закону Парето, 80 процентов шума вокруг трансгуманистских идей (во многом очень радикальных, надо сказать) создаются 20 процентами участников, и наиболее активные и фанатичные приверженцы зачастую своим буйным энтузиазмом лишь усиливают антипатию к идеям H+ в обществе. Ведь иногда нужно, наверное, немножко попридержать себя, когда хочется в очередной раз пообещать бессмертие уже при жизни текущего поколения и, отдышавшись, посмотреть на вещи трезвым взглядом.
Как, например, это сделал Кайл Манкинтрик в колонке на Discover Science. На мой взгляд, это наиболее спокойный и здравый ответ на основные претензии к трансгуманизму, которые возникают вновь и вновь: их, в основном, пять штук.
1. Трансгуманизм - это техноутопия, "восторг нердов". Действительно, представления о трансгуманизме как о клевой штуке, благодаря которой роботы придут и решат все наши проблемы, инфантильны и совсем оторваны от реальности. "Я не фанат сингулярности", - пишет Кайл, - "и не пребываю в иллюзии, что застану при жизни искусственный интеллект человеческого уровня или существенное продление жизни". В действительности трансгуманизм - это лишь современный философский подход, который исследует взаимовлияние человека и технологий. Он предполагает, что человечество имеет неограниченный потенциал развития и предлагает разнообразные схемы и пути эволюции - действительно, иногда пугающие, иногда смешные.
2. Трансгуманизм разделит общество на богатых пост-людей и бедных нормалов. Видите ли, любая достаточно сложная и фундаментальная новая технология так или иначе разделяет общество. Взять хоть авиацию, Сеть, глобальные коммуникации, пресловутую ядерную энергетику - всегда найдутся люди, которые с помощью этих технологий получают доступ к власти или более престижному потреблению. Сами по себе технологии нейтральны. Лишь человеческое общество и культура в целом определяют, как будут использованы технологии: как инструмент подавления возможностей или их обретения.
3. Если люди будут жить дольше, то наступит перенаселение, а старики никогда не уступят путь молодым. Но в действительности человеческая смерть - не самое лучшее средство решения проблем цивилизации; проблема лишь в том, что у природы другого не было (оледенения и глобальные катаклизмы природа не может использовать в карательных целях так часто, как ей хотелось бы). Рост населения планеты замедляется, это признанный факт (от себя на эту тему могу порекомендовать великолепную книгу профессора Капицы "Парадоксы роста"); десяток-другой лет, необходимый странам Азии для окончания текущего экономического рывка, вполне возможно, закончится нулевым балансом численности человечества. Ах да, старики. Ну, если даже вам совсем безразличны гениальные пожилые ученые, покидающие наш мир, то неужели вам так не терпится заодно спровадить туда же своих родителей?
4. Евгеника омерзительна. Точка. Как и любая технология, генетическая селекция этически нейтральна. Проблема в жутком историческом балласте, которым нагружено это понятие: весь прошлый век был, фактически, веком "темной евгеники". Но евгеника может быть и сугубо "светлой": ведь если, например, родители заранее получат возможность генетической коррекции ребенка, тем самым избавив его от наследственных болезней, будут ли они против? Евгеника - прекрасная вещь; нужно только сменить вывеску.
5. А я не хочу быть трансгуманистом. Ирония в том, что наш биологический вид - трансгуманисты от природы. С тех дремучих дней, когда пра-люди стали использовать палки и камни, инструменты и технологии стали влиять на развитие людей. Чем умнее становятся люди, тем умнее их технологии - а технологии, в свою очередь, позволяют становиться людям еще умнее.