Из интервью Брюса Стерлинга для цифрового издательства 40k Books я повыдергивал немножко цитат, которые мне показались яркими и интересными.
Я беспокоюсь о "мире научной фантастики". Этот мир ценен для меня, и я знаю, что он всё уменьшается и его существование находится под угрозой. Наступают темные времена для любых разновидностей печатной литературы, любого жанра, на любом языке. Более того, наступают темные времена вообще для любых форм искусства, не связанных с экраном компьютера.
Я проницательно изучаю другие человеческие культуры. Я терпим и великодушен. Я не осуждаю и не порицаю. Но я не тот добрый, сочувствующий автор, который может полностью погрузиться в жизнь людей чуждой культуры. Для меня это лишь проявление футуризма. Я хочу выявить их возможности. Я хочу вскрыть глубинные силы, которые отделают одни культуры от других. Это холодный интерес, отвлеченный, абстрагированный и сугубо научный.
Можно взять практически любой современный текст и убедиться, что при его создании был использован Google. Современное повествование перегружено странными мелкими проявлениями эрудиции в деталях. Например, возьмем некую историческую фигуру, такую как Массимо Адзельо. Или, точнее, Массимо Тапарелли, маркиза Адзельо (24 октября 1798 – 15 января 1866), итальянца, автора исторических романов "Niccolò dei Lapi" и "Ettore Fieramosca." Ни у одного американца нет об этом историческом персонаже хоть сколько-нибудь полноценных сведений. Однако мне потребовалось 57 секунд на то, чтобы найти информацию о нем в Google, и скопировать эту информацию сюда. Опасность для писателя заключается в том, что за 57 секунд вы не узнаете, кто на самом деле был Массимо Адзельо. Получить доступ к фактам - еще не значит понять их. Маркиз Адзельо был умным, деятельным и утонченным аристократом 19-го века. Он отличался широкими взглядами, объемными детальными познаниями и его мышление было совершенно чужеродным для нас, современников. Ураган сухих фактов, в эпицентре которого находится писатель нашей эпохи, лишь помешает узнать исторического персонажа лучше. Мы узнаем его хуже, хотя будем знать о нем больше.
Ученые никогда не были экспертами в вопросах морали, также как и техники, программисты, инженеры. Наши специалисты в области морали - это философы и теологи. Очевидно, что эти эксперты могут оспорить или доказать любую моральную установку. Двое философов-моралистов в одной комнате будут бесконечно ссориться. Двое теологов-моралистов поубивают друг друга.
Кстати, вот насчет книжек, написанных с помощью Google, действительно, очень точное наблюдение. Не знаю, как вы, а я уже не раз обращал внимание на проявления вот этой самой "точечной эрудированности", когда автор посреди достаточно скудного в интеллектуальном плане текста вставляет энциклопедические сведения из очень узкой предметной области - и это даже не касается журналов и блогов, где и так текст состоит во многом из чистого copy-paste, а касается полноценной художественной литературы. Если попробовать обобщить, то, возможно, именно Google стал причиной очень низкого порога вхождения для новых авторов в современную художественную литературу, одновременно с падением планки качества текста. Впрочем, мне кажется, что нет ничего особо катастрофичного, что писатель почерпнет некоторые некритичные сведения для повествования из wikipedia - гораздо хуже и печальнее, если даже это сделать поленится. И так бывает.