суббота, 2 октября 2010 г.

Проект Collapsus и будущее трансмедиа

Дуглас Рашкофф сейчас гостит на BoingBoing, и среди всего того интересного и свежего, чем писатель и публицист делится с сообществом, сегодня попалась ссылка на замечательный медиа-проект "Collapsus", автор которого - Томми Палотта, более известный как продюсер великолепной экранизации A Scanner Darkly. Промо-ролик приведен ниже; он яркий, цепляющий и злободневный, создает ощущение анархичной безысходности a-la "Children of Men" и в нем фоном играет "Paradise Circus" - что еще нужно, чтобы привлечь внимание?

В идейной основе Collapsus - проблема исчерпания энергоресурсов, но проект более интересен как еще одна попытка воплощения современного медиа-формата, который сам Томми называет "трансмедиа". Что такое "трансмедиа", в принципе, понятно даже интуитивно, хотя детали весьма туманны и расплывчаты. Это, словами автора, повествование, задействующее несколько медиа-платформ. В его основе лежит документальный телефильм о переходе от углеводородных источников энергии к альтернативным; новизна заключается в постоянных ответвлениях сюжета - то в видеоигры, то в социальные сети. Модно называть подобные ухищрения "мультинарративом", хотя в данном конкретном случае ответвления укладываются в рамки классического линейного повествования. В целом, если вы поучаствуете в происходящем на сайте Collapsus, то обратите внимание на три характерных элемента. Центральная часть окна - это художественный фильм (ну, о степени художественности можно спорить), с актерами и сюжетом, который посвящен компании молодых людей, застигнутых хаосом мирового энергетического кризиса. В правой части представлена документальная составляющая, похожая на сводку новостей. Слева же - интерактивная часть с картой и массой инфографики: ребята, там настоящая стратегическая игра, такой упрощенный и заточенный под энергетику клон Civilization, фантастика! Итак, три медиа-составляющие в этом проекте: fiction, документальная и интерактивная - всё в рамках одного экрана. Единственное, что пока что можно поставить создателям в упрек - не очень эффектная, на мой взгляд, художественная составляющая; с другой стороны, технически и концептуально проект невероятно интересный и увлекательный. Мне кажется, подобные явления полностью раскроют свой потенциал в обозримом будущем, где они смогут претендовать на роль интерактивных сериалов, развитием сюжета которых в ключевых точках управляет зритель. И, скорее всего, именно такими проектами закончится конвергенция всех медиа: литературы, кино, музыки, игр в единый продукт - начало которым положил The Mongoliad Стивенсона.