четверг, 21 октября 2010 г.

Кори Доктороу о романе "Pink Noise" Леонида Когородски

Кори Доктороу рекомендует очередное яркое проявление твердой научной фантастики новой волны - роман Pink Noise Леонида Когородски. Под "новой волной" я имею в виду трансгуманизм в его литературном воплощении: художественные произведения, основанные на идеях и концепциях постсингулярной цивилизации. Наверное, это не очень хороший термин, но другого у меня сейчас нет - да и есть ли он вообще? В сущности, "новая волна" научной фантастики - это даже не столько беллетристика, сколько концентрат передовых научных гипотез, плотно наполненный ссылками на статьи ученых и комментариями, проясняющими авторские идеи в области нейронаук, астрофизики, эволюции, лингвистики и других отраслей науки (например, взгляните на сноску в Pink Noise, посвященную эволюции мозга). Так пишут сейчас уже достаточно много авторов: Карл Шрёдер, Грег Иган (дочитываю сейчас сборник его рассказов), Питер Уоттс тот же. Теперь в эту плеяду уже заслуженных мастеров вливается и Когородски, защитивший в Массачусетском Технологическом кандидатскую по математике: "Розовый шум" - его писательский дебют.  

Кори Доктороу подчеркивает, что при всей научной и технологической насыщенности Pink Noise - это вполне живая, эмоциональная литература, где есть сюжет и герои, которые вызывают симпатию и сопереживание, в той мере, в которой вообще можно сопереживать таким далеким от современного человека потомкам, как чистые бестелесные разумы. Один из таких разумов по имени Nathi - крупнейший нейрохирург своего времени, который вот уже пятьсот лет как отказался от физического тела. Его вызывают на помощь девушке, которая получила обширный инсульт мозга. Повреждения очень велики, поэтому доктор решает спроецировать часть своего разума в мозг пострадавшей. Но внутри чужого разума его уже ждут - девушка оказалась носителем таинственного скрытого киберсущества, которое охотится на вирус, порабощающий разумы постлюдей. И понеслось - марсианские полярные ночи, высокотехнологичные тюрьмы, масштабные орбитальные сражения, серия флэшбеков, описывающая экономическую и геополитическую кровавую бойню, которая оставила сингулярность после себя -  все прекрасно. За исключением кошмарной обложки.