среда, 20 октября 2010 г.

Интервью с Питером Уоттсом для журнала AE

В этом месяце должен выйти первый номер канадского научно-фантастического журнала AE, который ориентирован на малую прозу авторов как местного, так и мирового масштаба. Неудивительно, что в качестве промо-акции они выбрали интервью с Питером Уоттсом, одним из самых ярких представителей современной канадской научной фантастики. К тому же, Уоттс в этом году взял Hugo повестью "The Island", и, таким образом, взял реванш за мой любимый "Blindsight", который в свое время уступил премию роману "Rainbows End" Вернора Винджа. Так вот, про интервью. Вы, наверное, знаете, что весной этого года с Уоттсом случились неприятности на канадской границе, поэтому часть беседы посвящена обсуждению произошедшего. Никогда не интересовался личной жизнью писателей и всякими подобными вещами, поэтому оставлю это без внимания. В остатке - два интересных наблюдения.

Первый момент - отношение писателя к малой форме, повестям и рассказам. Известна расхожая фраза, что научная фантастика - это "литература идей". Однако, очевидно, далеко не все идеи, при всей их увлекательности, тянут на полноценный роман. В этом смысле рассказ - это концентрированная идея, небольшой фрагмент текста, который целиком может быть посвящен некой достаточно оригинальной задумке.  Кроме того, рассказ - это что-то наподобие испытательной площадки. Можно взять идею и поиграть с ней в рамках короткой формы, а потом посмотреть, получится ли её развить в более крупный сюжет. Например, в том же Blindsight явно слышны отголоски ранних рассказов Уоттса, а Starfish вообще изначально начинался именно как рассказ. Даже более того - вполне полноценный, последовательный роман можно получить, если скрепить между собой отдельные рассказы прямо так, как есть. Типичный пример - "Марсианские хроники" Брэдбери. Так же, например, поступил Стросс в "Accelerando". Да и сам Уоттс планирует, что рассказ "The Island" станет частью более крупного романа Sunflowers.

Второй момент - это доступность онлайн всех произведений Уоттса в соответствии с лицензией Creative Commons. Вообще, в плане распространения книг, случай Уоттса - достаточно типичный для цифровой эпохи. Так, Blindsight был выпущен ничтожным тиражом, и значительное время оставался в безвестности. Удивительно, говорит писатель, но книгу, которая получила множество восторженных отзывов, просто невозможно было найти в магазинах (забавно, насколько эта ситуация напоминает наш отечественный издательский рынок, усердно игнорирующий современную качественную НФ). Проблема была не в том, что потенциальный читатель говорил "фигасе, Уоттс написал новый роман, но мне жаль за него отдать 25 баксов" - вместо этого он спрашивал "что вообще за хер этот Уоттс? Никогда о нем не слышал". В итоге Питер последовал совету Кори Доктороу, Джона Скальци и других сторонников и идеологов Creative Commons - открыл свободный доступ к своим книгам. И это сработало: его популярность моментально взлетела. В течение трех недель с момента онлайн-публикации он продал гораздо больше печатных книг, чем за все время до этого. Однако Уоттс смотрит на распространение работ по CC-лицензии достаточно скептически. Для него это стало успехом, для Доктороу тоже, еще несколько писателей успели вскочить в поезд. Но в ближайшее время, если значительная часть авторов перейдет на CC, идея исчерпает себя, потому что это станет нормой и люди попросту перестанут платить. Как в этих условиях писателю получить вознаграждение - весьма интересный и нетривиальный вопрос. Впрочем, время, конечно, покажет.