суббота, 23 января 2010 г.

Питер Уоттс. "Ложная слепота"

Шедевр современной научной фантастики, разносящий идею о величии человеческого разума в пух и прах.

Наконец-то и я составил мнение об этой великолепной книге, которая наделала пару-тройку лет назад много шума в sci-fi-сообществе. Начнем с антуража. В конце столетия человеческая цивилизация во многом представляет собой трансгуманистскую антиутопию: загрузка сознания, исключительно виртуальный секс, повсеместные ассемблеры вещества (фабрикаторы). Человеческое тело изучено и разобрано до молекул; модификации организма и разума столь же обыденны, как изменения программ компьютеров. Общество неспокойно: рождаемость упала практически до нуля; происходят столкновения между реалистами, борющимися с массовым переселением в виртуальную вселенную "Небеса", и, соответственно, сторонниками иллюзорного мира.
Челси считала себя "естественной" девушкой, потому что много лет сидела на химических либидиниаках, хотя проще было внести нейрокорректуру.

Bondfast тип IV. Промотер мю-опиоидных рецепторов. Стимулирует материнский инстинкт. "Мы укрепляем связь между матерью и ребенком с 2042 года."
Восстановлен биологический вид, существовавший около пятисот тысяч лет назад. Представители этого вида находились выше древнего человечества на эволюционной лестнице и в пищевой цепочке - люди называли их вампирами. Вампиры значительно превосходят людей в логическом мышлении и обработке информации, однако имеют удивительную особенность - при виде прямого угла из сознание входит в мертвую петлю, вызывая эпилепсию и смерть (эвклидовы объекты, создаваемые человеком, и стали причиной вымирания вида; элегантная ирония по поводу вампирского клише "смерть от креста"). Именно вампир, как сверхразумное существо с нечеловеческой логикой, возглавляет космический корабль "Тезей", который отправляется за пределы Солнечной системы для исследования странного астрономического объекта - газового гиганта, в десять раз превышающего Юпитер. Предпосылкой для экспедиции стал "Огнепад" - так назвали вход в атмосферу земли и самоуничтожение 65536 разведывательных устройств явно инопланетного происхождения. "Тезей" должен выяснить, что за существа вели наблюдение за Землёй и оценить их опасность для человечества. Помимо капитана-вампира, в состав команды входят лингвист с четырьмя расщепленными сознаниями в одном мозгу, биолог, который больше машина, чем человек, армейский майор с весьма неоднозначным прошлым и наблюдатель-синтет, неспособный к эмпатии и осознанию информации, от лица которого и ведется повествование.
Каннингем своими манипуляторами не просто управлял: он скрывался в них, носил, точно шпионскую легенду, скрывая слабого нормала внутри. Он пожертвовал половиной неокортекса ради возможности видеть рентген и на вкус ощущать конформации клеточных мембран, он выпотрошил одно тело, чтобы стать мимолетным постояльцем множества. Кусочки его таились в датчиках и манипуляторах, усеявших стены вольера.
"Тезей" с этим разумным цирком на борту приближается к огромной планете, и на её орбите обнаруживает растущий инопланетный корабль-организм. В результате первого контакта люди сталкиваются с настолько необычными существами, что их физиология заставляет пересмотреть взгляд на человеческое мышление и сознание как таковое.
Думаю, что первый был... ты знаешь, это была молодая особь, так? Может, оно было просто неопытное. Глупое, вот и ошиблось. Думаю, мы имеем дело с существами, настолько превзошедшими человека, что их малолетние дебилы способны переписывать наши мысли на ходу, и я передать не могу, насколько это по-хорошему должно тебя пугать, блин!
В этом романе очень, очень много науки; настолько много, что, несмотря на обилие сносок, постоянно приходилось гуглить. Типичный диалог персонажей состоит примерно из таких фраз:
- Под каждым глазком лежит хроматофор - пигмент напоминает криптохром, так что, вероятно, имеет отношение к зрению, но параллельно он способен диффундировать в окружающие ткани или концентрироваться. Это подразумевает динамические пигментные пятна, как у хамелеона или каракатицы.
В общем, для меня это всё было достаточно тяжело, учитывая мои проблемы в химии и биологии. Кроме того, чтение осложняется очень низким качеством русскоязычного перевода и отвратительной редактурой, из-за которого роман в отечественном комьюнити иногда называют корявым и мозголомным. Действительно, некоторые абзацы текста выглядят как бессмысленная каша из слов, из-за чего приходилось частенько обращаться к оригиналу (кстати, оригинальный текст полностью размещен здесь). Однако идеи стоят того, чтобы пробираться сквозь тяжеловесность текста.

Основной, так сказать, движущей силой "Ложной слепоты", которая, собственно, и отражена в названии, является мысль о противостоянии ума и разума. Разумный человек противостоит сверхинтеллектуальным, но не обладающим сознанием инопланетными существами - и осознает, что не имеет ни одного эволюционного шанса перед пришельцами, проигрывая им полностью во всем. Разум - это паразит, который отчаянно мешает нашему биологическому виду познавать объективную реальность. Разумность человека - его безусловный недостаток, обрекающий человечество на вымирание.
Мозг - это инструмент выживания, а не детектор лжи. Там, где самообман способствует приспособлению, мозг лжет. Истина не имеет значения. Только приспособленность. В настоящем времени вы вовсе не воспринимаете мир таким, какой он есть. Вы воспринимаете модель, построенную на догадках. Реконструкции. Ложь. Весь вид по определению поражен агнозией.
Наше сознание отнимает чудовищные ресурсы организма, не принося ему никакой пользы - наоборот, замедляет реакцию и искажает картину реального мира. Что полезного дает нам рефлексия и самоосознание? Философию? Религию? Искусство? Всё это категории, которые завели человечество конца 21-го века в эволюционный тупик. Инопланетные существа, "болтуны", прекрасно обходятся без них.
Самоодержимое на грани психоза "Я" растрачивает энергию и вычислительные мощности. Болтуны в нем не нуждаются, болтуны поскаредней будут. С их примитивной биохимией, с их небольшим мозгом - лишенные инструментов, корабля, даже части собственного метаболизма - они все равно делают нас, как паралитиков. Они прячут речь на видном месте, даже когда вы знаете, о чем они говорят. Они используют против вас ваши же когнитивные процессы. Они путешествуют между звездами. Вот на что способен интеллект, необремененный разумом.
Эта мысль, конечно же, поначалу кажется дикой - как это, ведь разумность человека всегда считалась венцом эволюции: посмотрите на наши города, на наши технологии, наше социальное устройство, наконец. Но, как и полагается настоящей научной фантастике, роман Уоттса предлагает взглянуть на ход вещей под другим, непривычным, углом: представьте себе, говорит писатель, что наши достижения являются таковыми не благодаря разуму, а вопреки ему; представьте себе существ достаточно интеллектуальных и могущественных, чтобы разбрасывать корабли-семена по Вселенной - и не обладающих даже центральной нервной системой, не говоря уже о мозге; наконец, представьте себе, что ваше "Я", ваш эгоцентризм, осознание себя как личности и удовлетворение своих потребностей как смысл существования - это и есть та фатальная ошибка эволюции, которая обрекает человечество на поражение в эволюционной гонке.
Не мы, люди, должны были унаследовать Землю. А вампиры. Наверное, до какой-то степени они были разумны, но их полубессознательный сон наяву смотрелся рудиментом рядом с нашей эгоманией. Они от него избавлялись. Всего лишь этап. На долгом пути.
Кстати, пресловутое "то, что хотел сказать автор" отражено в послесловии произведения: там перечислены основные научные гипотезы и идеи, которые легли в основу романа. Уоттс, например, гордится некоторыми свежими идеями, которые он привнес в вампирскую тематику: этому посвящен раздел "Краткое введение в биологию вампиров". Функционированию корабля "Тезей", основанному на принципе "теленигиляции" (квантовой телепортации античастиц в привод корабля с их генератора, находящегося на орбите Солнца) посвящена глава "Уже приехали?" с обилием ссылок на статьи в "Nature", "Science", "Physical Review Letters" (на сайте есть схемы и характеристики корабля; вообще там очень много "сопутствующих" материалов, из чего можно сделать вывод о глубокой проработке Уоттсом технических деталей). Кстати, список ссылок и использованных источников выглядит внушительно даже для научной работы, не говоря уже о беллетристике - впрочем, что еще раз подтверждает, что в "Ложной слепоте" науки ну никак не меньше, чем фантастики. Таким образом, роман Уоттса принадлежит к той самой любимой разновидности НФ-литературы, которую обычно называют "твердой НФ": автор выдвигает научную гипотезу или делает обоснованный прогноз, после чего на научный скелет наращивает мышцы и кожу художественного произведения, в котором объясняет правомерность гипотезы или идеи.

Для меня на текущий момент мрачный, техногенный и антиутопичный "Blindsight" является в определенном смысле эталоном, стандартом современной "твердой" научной фантастики. Восторг для технофетишиста и абсолютный шедевр science fiction.