суббота, 23 января 2010 г.

Об отсутствии реализма в "твердой" НФ

Редактор io9 Аннали Ньювитц остроумно паразитирует на двусмысленности термина "реализм" применительно к "твердой" научной фантастике.

Дело вот в чём: считается, что среди всего зоопарка направлений и жанров фантастики технически и научно насыщенная "твердая" НФ является наиболее реалистичным течением, то есть приближенным к описанию объективной реальности. И действительно: в отличие, скажем, от миров мечей и магии научно-фантастические миры кажутся вполне правдоподобными в том смысле, что они весьма похожи на экстраполяцию нашей повседневной жизни с учетом некоторых технических допущений. Более того - реалистичность многих предсказаний НФ, с учетом галопа современной науки, вовсе не вызывает сомнений.

Теперь возьмемся за реализм как литературное явление. Основной характерной чертой реализма в беллетристике можно, наверное, считать акцентирование внимание авторов на проблемах простых людей. Обычные персонажи, обыденные ситуации - реальный мир во всей своей многогранности, от восхищения до отвращения. В своё время, в конце 19-го столетия, реализм в литературе возник как противовес романтизму, с его слащавыми историями, омерзительно-идеальными героями и сказочными ситуациями (проводя параллели, сегодня романтизм прошлых веков мутировал в глянцевые побасенки о гламуре и роскоши). Словом, литературный реализм показывает реальный мир как он есть глазами простого человека, а не супергероя со сверхспособностями.

Наверное, вы уже поняли, куда дует ветер. Во многих "реалистичных" НФ-произведениях нет ни капли реализма. Не так уж много писателей, по словам Аннали Ньювитц, рассказывают истории простых людей - не говоря уже о фильмах, которые просто кишат супермэнами. Большая часть "твердой" НФ реалистична, по большому счету, лишь в научных деталях и технических описаниях, но когда речь заходит о реализме в литературном понимании, подавляющее большинство произведений о похождениях крутого чувака с демократией наперевес попросту садятся в лужу. Большинство писателей, от Айзека Азимова до Чарльза Стросса, повизгивают от восторга, рассказывая о галактических империях и дополненной реальности, но неловко опускают глаза, когда речь заходит о простых скучных людях и о том, как им живется в напридуманном сверхтехнологичном антураже. Даже киберпанк старой школы, течение, которое было весьма далеко от радужно-идеалистичного мировосприятия, тоже имело мало что общего с реализмом: плотность крутых хакеров, избранных и прочих супергероев в киберпанк-мирах ничуть не меньше, чем благородных рыцарей в сопливых книжках для толстых девочек-подростков.

Постлюди, ИскИны, мутанты и хакеры - это, разумеется, очень здорово, но, как бы то ни было, будущее окажется переполнено скучными обычными чуваками типа меня. Очень хотелось бы, чтобы им уделялось чуть больше внимания, чем сухая фоновая констатация наподобие "передумал быть царем природы и вымер". Хотя, в принципе, зачем писать книги о людях, вся жизнь которых умещается в две строчки?