воскресенье, 28 ноября 2010 г.

Маргарет Этвуд. "Орикс и Коростель"


"Господь - это пучок нейронов"

Выдающийся пример великолепной социальной фантастики, и, пожалуй, лучшая биотехнологическая антиутопия из всех, что я читал.

Роман "Орикс и Коростель" - это две параллельные истории, рассказанные одним персонажем, которые сходятся в финале произведения. Основная сюжетная линия развивается в "псевдонастоящем", в мире, опустошенном вирусной инфекцией, который заселен странными полуразумными животными, потомками результатов генетических экспериментов канувшего в лету человечества. Главный герой - Джимми, последний представитель нашего биологического вида, "снежный человек", как его называют Дети Коростеля, удивительные постчеловеческие существа, искусственно выведенная гуманоидная раса, которая лишена всех недостатков своих предков. Это поразительные создания. Результат человеческого биотехнологического гения, Дети Коростеля совершенны внешне и, как задумывал их создатель, внутренне, на генетическом уровне. У них особенный ритуал размножения, исключающий несчастную любовь, безнадежную страсть и наличие каких-либо препятствий между желанием и половым актом. Они обладают особенным цитрусовым запахом, который отпугивает хищников. Они сыты тем, что растет вокруг, у них отсутствует мотивация, алчность, жадность, страх и сомнения. На их фоне Джимми, такой же биологический артефакт, как и гипотетический реликтовый гоминоид, "снежный человек", кажется странным, диким и совершенно неуместным призраком прошлой геологической эпохи. Однако снежный человек жив и голоден. Голод заставляет его пуститься в опасное путешествие по мертвым разрушенным останкам вымершей цивилизации.

История "снежного человека" Джимми - это лишь часть фабулы романа, причем менее значимая и захватывающая часть. Главная же линия развивается в его снах и воспоминаниях. Это параллельное повествование погружает читателя в мир конца 21-го столетия, мир детства Джимми, в котором он знакомится с будущим гениальным ученым Коростелем и девочкой из азиатской деревни Орикс, секс-рабыней и воплощением мудрости, жизнелюбия и всепрощения.  Меня поразило, насколько точно и ярко Маргарет Этвуд удалось намеками, деталями, короткими фразами и подтекстом создать ощущение неотвратимо надвигающегося, неизбежного краха цивилизации. Действие происходит в сугубо киберпанковом антураже. Мир разделен на закрытые, строго охраняемые корпоративные поселения, Компаунды, за бетонными стенами которых от сурового внешнего мира скрываются лучшие на планете ученые, инженеры и управленцы. Компаунды соединены между собой скоростными трассами. Внутри корпоративных городов царит поистине параноидальная атмосфера контроля и слежки: неудивительно, ведь любое проникновение чужеродного биовещества извне способно привести к неконтролируемым мутациям экспериментального материала. Вовне, на обширных пространствах "плебсвиллей", как следует из названия, обитают все те, кто генетически не удался - и это территория беспредельного наркотического и сексуального раздолья, место, где биотехнологические корпорации сбывают свою неоднозначную продукцию. Именно здесь, на территориях плебсвиллей, испытывает свои разработки таинственное сообщество гениальных ученых "MaddAddam", авторов многозначительной онлайн-игры "массовое вымирание" - разработки скорее зловещие, чем радужно-перспективные. 

В этом странном сообществе "MaddAddam" (девиз которого "Адам дал имена живым существам, а БезумныйАдам дал имена вымершим") и в смутно обозначенных целях, которое оно преследует, проявляется остроумная и тонкая игра Маргарет Этвуд с классическими религиозными сюжетами. Совершенно очевидна богоподобность Коростеля, человека, который создал новую расу существ по образу и подобию своему. Сверхсекретная биоиженерная лаборатория, в которой появились первые Дети Коростеля, носит название Paradice (обыгрывая знаменитую фразу Эйнштейна "Бог не играет в кости", тогда как люди - запросто). Точно в соответствии с библейскими сказаниями, племя Коростеля живет в райском биотехнологическом саду, и точно так же, как и в Ветхом Завете, в момент грехопадения они покидают его и попадают в жестокий мир экологического коллапса, который вымершее человечество оставило после себя. Единственное существо, которое способно рассказать Детям Коростеля об их божественном создателе - это оборванный голодный "снежный человек" Джимми, пророк поневоле.
"Берегись искусства", - говорил Коростель. "Как только они начнут творить, нам крышка". Для него символическое мышление означало крах. "Потом они начнут создавать идолов, потом придумают похороны жертвы, жизнь после смерти, грех, королей, потом рабство и войну."
И Джимми, по возможности избегая скользких мест, намеками и иносказаниями, пытается объяснить Детям Коростеля суть явлений, которые лежат в основе окружающего мира. Ведь именно он, единственный на планете, знает историю создания новой расы и был свидетелем трагичной смерти их богов. 

Потрясающий роман, умный, многогранный, сложный и захватывающий. Да и к черту, просто гениальный.