Навеяло вот этим постом на SF Signal, где разные люди рассуждают на тему быстрых мутаций книгоиздательства в ближайшее десятилетие, вызванных всеми этими переменами, которые несут современные технологии потребления медиа-контента.
В общем, как и подразумевалось, большинство сходится к мнению, что спустя десять лет книги в том виде, в котором они существовали со времен Гутенберга, уйдут в прошлое. Крупные книготорговые сети и большинство издательств, скорее всего, либо разорятся, либо сменят вид деятельности. Но исчезнут печатные книги, разумеется, только из поля зрения массового потребителя, поскольку всегда найдутся эстеты и маргиналы, которым жить невозможно без теплого шуршания страниц и этого "восхитительного запаха типографской краски". Остальные же наслаждаются прекрасным новым миром, в котором литература вытеснена крайне технологичным и концептуальным явлением, известное повсюду как "transmedia storytelling". "Мультимедийное повествование", кажется, есть самый адекватный перевод этой ультрамодной штуки, но, поскольку слово "мультимедиа" сейчас напоминает об эпохе времен Windows 98 и ощутимо попахивает плесенью, то поэтому - "трансмедиа". С трансмедиа есть существенная проблема: то, что предполагается сделать настоящей вкусняшкой для потребителя, будет стоить действительно дорого. Это ведь вовсе не то же самое, что посадить студента-литератора на месячную дозу кофеина с целью получения набора слов, описывающих героические похождения небритого мужчины по радиоактивным пустошам. Здесь нужны, помимо литературных, таланты визуальной и звуковой индустрии. Поэтому очень вероятен следующий сценарий: книги будущего станут постепенно мигрировать к "блокбастерной" модели производства и маркетинга, позаимствованной из Голливуда.
Это означает примерно следующее. В трансмедиа-проекты будут вкладывать серьезные деньги, над ними будут работать серьезные программисты, художники и дизайнеры. Из-за высокой стоимости по сравнению с линейной литературой новых книг будет появляться значительно меньше, а рекламная шумиха вокруг каждого из них - больше. Соответственно, практически все деньги будет собирать десяток проектов, а на долю большей части не столь раскрученных и не настолько технологически продвинутых созданий придется незначительная касса. Конечно же, появятся неизбежные звезды трансмедиа, неминуемые "артхаус"-проекты, и проекты для тех, кто особо не претендует. Помимо этого, уже можно заранее предсказать некоторые другие черты, которые вырисовываются из тумана неопределенности. Это "сериальный", подписной способ распространения, и если для голливудских фильмов возможность сиквелов и приквелов определяется, как правило, постфактум, то для трансмедиа многосерийность будет изначальной стратегией. Ничто так не радует инвестора, как потенциальная возможность получать деньги за подписку. Другой предсказуемый момент - трансмедиа, в отличие от линейных книг, изначально являются идеальной площадкой для маркетинга. По мере того возникновения новых трансмедиа-проектов и постепенного вытеснения ими линейных повествований слияние брэндов и массовой культуры, о котором в свое время писала Наоми Кляйн, можно будет считать законченным.