Часто говорят, что научная фантастика - это авангард прогресса; в сущности, настолько часто, что это стало скучным клише. В действительности понятно, что фонтанировать идеями гораздо проще, чем эти идеи реализовывать на практике: фантазируй на здоровье, не выходя за рамки известной науки, и можешь быть уверен, что через какое-то время хотя бы часть из твоих фантазий воплотится в жизнь. Примерно так работает литературная научная фантастика в плане "прогнозирования" будущего, и лучше всего это всё, как вы понимаете, характеризуется фразой "пальцем в небо". Однако уже сейчас есть удивительные примеры того, как крупные корпорации, определяющие технологический облик современности (часто называемые "трендсеттерами") намеренно, целенаправленно используют научную фантастику для... я даже не знаю: стимуляции воображения сотрудников? внутрикорпоративного "мозгового штурма"? утонченного брэндинга среди sci-fi и hitech-гиков? Похоже, для всего этого вместе.
В рамках медиа-проекта "The Morrow Project", который придумали и организовали в Intel, четверо известных НФ-писателей (среди которых, в частности, Дуглас Рашкофф и Рэй Хэммонд) написали четыре небольшие повести, которые так или иначе отражают жизнь людей в недалеком будущем (сборник доступен для свободного скачивания). В произведениях затронуты темы, связанные с развитием современных перспективных разработок самой Intel: фотоникой, робототехникой, интеллектуальными сенсорами и телекоммуникациями. Тут интересен даже не столько литературный уровень произведений (который, на мой вкус, достаточно посредственный, хотя и далеко не низкий), сколько сам факт того, что крупная корпорация использует НФ в качестве своеобразного стимулятора воображения - а уж этим-то фантастика славилась всегда. Вообще Intel достаточно давно известна своим позиционированием в качестве этакой путеводной звезды в будущее - дескать, куда мы светим, там и будущее - что, в общем-то, имеет определенные подтверждения в реальном мире. В этом смысле сборник "The Morrow Project" не выглядит чем-то инородным и противоестественным для корпорации.
"Корпоративная" научная фантастика, то есть художественная литература, выпущенная под флагом организации-трендсеттера, в целом достаточно интересное явление. Если отвлечься от очевидного и неизбежного product-placement, у нее есть несколько характерных признаков, которые, на мой взгляд, отличают "корпоративную" НФ от обычной, "издательской". Во-первых, такая фантастика с высокой долей вероятности отражает видение будущего, которое присуще именно этой корпорации, и "The Morrow Project" хорошо это демонстрирует. Подобные экземпляры НФ могут быть очень интересны в плане предсказания недалекого будущего, поскольку понятно, что будущее технологий, собственно, и определяется этими самыми корпорациями. Например, было любопытно почитать near-field sci-fi от Apple (впрочем, существует мнение, что такая фантастика уже написана полвека назад Джорджем Оруэллом). Во-вторых (и это следует из предыдущего предположения), "корпоративная" НФ необязательно должна ориентироваться на вкусы и предпочтения массового читателя, что является неизбежным для классических издательств. Она может быть более камерной, более научно насыщенной, более сложной, постмодернистской, по сравнению с типичными массовыми фантастическими произведениями. Наконец, крупные хайтек-корпорации, как я это вижу, гораздо больше заинтересованы в футуристичных трансмедиа-проектах, имеющих, помимо литературной составляющей, еще и мультимедиа, игровую и социальную функциональность. Ведь такие проекты способствуют значительному повышению спроса на потребительские медиа-платформы - пресловутый iPad тому пример. Издательства же более консервативны, риски инвестирования в сложные современные трансмедиа-проекты очень высоки. С другой стороны, та же Intel, в рамках маркетинговой компании своей мобильной платформы MeeGo, могла бы, гипотетически, запустить высокотехнологичный fiction-проект, тем самым задав для платформы определенную планку. Что ж, посмотрим.