вторник, 15 февраля 2011 г.

Почему зомби?

Давайте попробуем как-то объяснить, откуда взялось всё это ошеломительное количество ходячей мертвечины в современных масс-медиа: в смысле, я имею в виду не отечественную эстраду, а обыкновенных зомби, которые последнее время наряду с вампирами стали идеей-фикс в синематографе и дешевых книжонках. Можно считать, что начальной точкой является 1968 год - это время выхода в массы ставшего сейчас культовым фильма Джорджа Ромеро "Ночь живых мертвецов". Начиная примерно с этого момента зомбаки начали оккупировать кино, но происходило это весьма неторопливо. То есть что-то время от времени снимали (как правило, дикий трэш), какое-то сугубо подпольное коммьюнити существовало, но на людях не появлялось. И вдруг начиная с середины 90-х зомби-тематика показала взрывной рост - в масс-медиа начался настоящий аутбрейк, который достиг пика примерно к 2005-му году и пока что особого спада не предвидится. Почему так? Откуда возникла такая вспышка интереса?

Версия 1. Последствия футуршока. Ходячие мертвецы - это такое же упрощение реальности, такая же защитная реакция психики в эпоху быстрых перемен, как и волшебное фэнтези, как и "метрошная" постапокалиптика. Зомби невероятно удобны в качестве воплощенной угрозы - примитивной, неумолимой и тупой. И самое главное, простой, как три копейки. Это отличная сублимация страхов перед глобальными проблемами современности - террором, крахом среды обитания, охлократией, сверхпотреблением.

Версия 2. Если другие фантастические напасти, как правило, находятся в компетенции правительств, ученых и военных, то против зомби вы выходите один на один. И вот тут-то у вас впервые в жизни появляется возможность показать, что вы в первую очередь мужик, а не инженер-программист, офисный цветочек. Трупы дают вам возможность побыть живым. При этом, что самое приятное, выстоять против мертвяков может не только мачо из Голливуда - любой обладатель какого-нибудь холодного оружия вполне способен упокоить не один ходячий труп. Это примерно такая же навязчивая идея, как "выживальщики" с циферками на юзерпиках, которые учатся стрелять из любых подручных средств и находить закопанную в лесу тушенку. Они готовятся к обстоятельствам, которых не хватает в повседневной жизни. 

Версия 3. Сарказм. Есть подозрение, что ходячие мертвецы - это, в общем-то, естественное состояние современного общества, его пресловутых 95%. Зомби становятся воплощением опостылевшего режима жизни "дом-работа-дом", осточертевшего телевизора по вечерам, омерзительных соседей и коллег по работе. 

Версия 4. Left4Dead. После этого вряд ли кто-то остался равнодушным к мертвякам.

Версия 5. Зомби просто ещё не успели надоесть, в отличие от этих ваших звездолетов и киборгов. Завтра это уже пройдет.

Самое странное и смешное, что вообще сама по себе идея оживших метрвецов - это же полная бредятина во всех отношениях, за исключением сугубо развлекательного аспекта. Тем удивительнее, что кое-где к возможности зомби-пандемии относятся чуть ли не всерьез (я думаю, что это розыгрыш, но вот, например, официальное руководство к действиям в условиях зомби-пандемии). Ну или вот совершенно умопомрачительная постмодернистская шиза "Международная политика и зомби". Или вот хотя бы главная современная книга про зомби-пандемию - "World War Z" Макса Брукса. Это неплохое динамичное чтиво, если у вас получится избавиться от мысли "труп, как ты ходишь, ты же труп, ты умер уже!". У меня не получилось.