вторник, 15 февраля 2011 г.

Фрэнсис Форд Коппола об искусстве и деньгах

Фрэнсис Форд Коппола, человек, который сделал кинематограф таким, каким мы его сейчас знаем, в замечательном интервью кратко и очень метко рассуждает о связи искусства и денег - настолько точно, что я даже подпрыгиваю от восхищения.
Следует помнить, что только последние сотню-другую лет, если не меньше, артисты, музыканты и художники работают за деньги. Артисты никогда не получали денег. У них были покровители - глава государства, местный герцог, или церковь, или Папа Римский. Ну, или у них был побочный заработок. У меня есть другая работа. Я снимаю фильмы. Никто мне не указывает, что делать. Но деньги я зарабатываю виноделием. У вас есть другая работа, и вы встаете в пять утра и пишете свой сценарий.
Ситуация, когда Metallica или какой-нибудь там рок-певец становится богатым совсем необязательно повторится в будущем. Мы входим в новую эпоху, в которой, может быть, всё искусство будет бесплатным. Может быть, мои студенты правы. У них должна быть возможность скачивать музыку и фильмы. Меня, конечно, расстреляют за это высказывание. Но кто сказал, что искусство должно стоить денег? И, следовательно, кто сказал, что артисты должны зарабатывать?
В былые времена, лет 200 назад, если вы были композитором, то единственным для вас способом заработать денег было путешествие с оркестром, потому что только так вам платили как музыканту. Не было никакой звукозаписи. Не было никаких лицензионных отчислений. Скажу так: "постарайтесь разорвать связь между идеей снимать кино и идеей заработать на жизнь"
Великолепно. Сказано буквально моими словами - вряд ли у меня получилось это выразить лучше. Признаться, я не очень люблю высказываться по этому поводу в разнообразных сетевых дискуссиях, поскольку меня с идеями наподобие "чуваки, но ведь музыка идет от души, причем тут деньги!", обычно прогоняют ссаными тряпками, а мне обидно. Я действительно считаю, что настоящая, честная музыка рождается просто на кончиках пальцев человека, которому есть что сказать своим звучанием. Более того, просто посмотрите вокруг - лучшая музыка всегда появлялась из андеграунда, создавалась людьми, которые по-настоящему чувствовали её. Так было всю историю современной музыки, начиная от джаза, через рок-н-ролл, хип-хоп и техно, заканчивая лондонским саундом и дабстепом. Лишь позже их брали в оборот мэйджор-лэйблы и вокруг начинались финансовые пляски. И точно так же дело обстоит с беллетристикой. Немножко сложнее с кино, но высокотехнологичный цирк наподобие "Avatar" или "Tron" и так вполне себе окупается, а любительское кино, то есть опять же то, которое не ради денег, а когда есть что сказать, потихоньку повышает планку визуальных эффектов - экспоненциальный рост ведь.

Говорят, что если композитору не платить, то он не станет сочинять - я не верю. Да и, собственно, не надо, спасибо, будьте добры. И так уже все трэкеры гигабайтами забиты, выгребать не успеваем. Но когда появится человек, которому действительно есть, что сказать, я уверен, Сеть о нем узнает моментально. И более того, бедствовать он не станет, уж будьте уверены.