Я частично застал эпоху советской системы образования. Как и любая сложная работоспособная система, она опиралась на солидный фундамент аксиом и догматов разной степени рациональности и разумности. Один из наиболее известных подобных догматов, поражавший неокрепший разум школьника с начальных классов - это культ печатной книги. Служение культу подразумевало трепетное отношение к литературным изданиям, этим хранилищам мудрости и знаний, воплощенным в переработанных машинами трупах деревьев. Книгу надлежало беречь, холить и лелеять; для книг повсеместно создавали обширные библиотеки, где они вольготно размножались в тишине и уюте. Век книги был долог и, изредка омраченный неуемными художественными наклонностями восьмиклассника, вооруженного шариковой ручкой, зачастую заканчивался в пункте приема макулатуры - а значит, книги давали жизнь новым книгам. Что ж, Советского Союза формально уже давно нет, и подавляющее большинство окружающих людей более-менее успешно приняло пост-советскую реальность. Эпоха же печатных книг только-только подходит к своему завершению, и явления, сопровождающие закат книгоиздания, пока что с непривычки вызывает легкое недоумение у человека, выросшего в условиях культа книги. Но уже не всегда. Чаще - ироничное любопытство.
Башни из книг. Инсталляция создана словацким дизайнером Matej Krén. Книги используются в качестве строительных кирпичей - говорят, издалека разница практически незаметна. Ну, любая серьезная научная работа обычно называется "кирпичом" - корреляция очевидна. Больше изображений здесь.
Книги как холст художника. В общем-то, это наиболее эстетичная финальная точка для того восьмиклассника с шариковой ручкой, который вырос из глупеньких рожиц и физиологических подробностей. Помимо прочего, работы Mike Stilkey могут послужить превосходной, на мой взгляд, иллюстрацией полной и окончательной победы визуального над ассоциативным, первой сигнальной системой над второй. Труп побежденного растерзан с особым цинизмом и продан за неплохие деньги. Ссылка.
Книги как декоративные элементы интерьера. Остроумная насмешка над дизайнерами интерьеров, которые, если верить слухам, подбирают книги на полки, руководствуясь исключительно геометрическими и цветовыми мотивами - дескать, здесь вот эта желтенькая тоненькая книжка будет смотреться весьма уместно, не так ли? Конечно, если клиент озабочен созданием имиджа интеллектуала, книги могут быть скомпилированы воедино на основе того, что написано на их корешках, благо тенденции в издательстве современного non-fiction стремятся к тому, чтобы все содержимое книги целиком и полностью укладывалось в её названии. Ну там, например,"Переломный момент: как незначительные изменения приводят к глобальным последствиям". И действительно, приводят. Привет Малкольму Гладуэллу.
Люстра из книг. Lucy Norman.
Декоративное оружие из книг. Robert The.
Вазы и торшеры из книг. Laura Cahill.
Книги как цветочные горшки. Gartenkultur.
Наконец, прозаическая переработка книг в своеобразные инсталляции. Тут простор совершенно не ограничен ничем, в особенности такой скучной штукой, как практичность. Alicia Martín демонстрирует нам, как библиотеку стошнило своим содержимым.
Некто Su Blackwell делает из книг довольно-таки странные вещи, не лишенные обаяния.