В конце прошлого года трое исследователей из Университета Мичигана провели несложный, но достаточно важный эксперимент. Студентов заставили искать ответы на несколько формальных вопросов не в Google, а в старой доброй аналоговой (и, при этом, весьма объемной) библиотеке учебного заведения. Чудовищная жестокость опыта была скомпенсирована его важностью для науки: в результате исследования было установлено, что в среднем длительность поиска ответа на каждый вопрос составила 22 минуты. В эти 22 минуты включено время, затраченное на поиск в каталоге, поиск книги на полке и на поиск собственно ответа в самой книге. Плюс-минус погрешность, связанная с высотой полок и коэффициентом ожирения студентов. Важно здесь вот что. 22 минуты - это ровно на четверть часа больше, чем поиск ответа на этот же вопрос в Google. Он занимает 7 минут. Эту цифру показало то же самое исследование.
Чуть больше месяца назад Хэл Вариан (Hal Varian), ведущий экономист Google, в своем выступлении на Web 2.0 Expo рассказал о том, как корпорация влияет на мировую экономику. В контексте этого поста ключевым моментом выступления является следующее соображение. Средний пользователь поисковой системы совершает один запрос в день (такова статистика, которой оперирует сам сотрудник корпорации, и, видимо, следует считать её объективной). С учетом эксперимента, описанного чуть выше, получается, что этот средний пользователь экономит на поиске 3.75 минуты в день. Принимая, что в США средняя заработная плата составляет 22 доллара в день (среди тех людей, кому вообще может понадобиться поиск в Сети), стоимость времени нашего среднего парня, которое высвобождает Google, составляет 500$ в год. У Google 130 миллионов пользователей, соответственно, они приносят в экономику 65 миллиардов долларов только за счет использования интеллектуального продукта корпорации вместо того, чтобы лазать по пыльным полкам библиотек. Эти 65 миллиардов долларов есть добавленная стоимость, создаваемая корпорацией. Что, упрощенно говоря, и составляет суть постиндустриальной экономики.
Вас никогда не настораживало то, что вы повседневно совершенно бесплатно пользуетесь продуктом, влияние которого на экономику оценивается в десятки миллиардов долларов? Разумеется, не настораживало ни вас, ни меня, потому что мы всегда знали только бесплатный поиск. Таким он был начиная с середины 90-х, еще с до-гугловской эпохи, во времена Altavista и Yahoo! Строго говоря, конечно, современный поиск не совсем бесплатный, поскольку мы оплачиваем его своим вниманием к контекстной рекламе, но для конечного потребителя, в общем-то, это не суть важно, поскольку живые деньги из кошелька не исчезают, а рекламу любой человек, пользующийся Сетью больше года, не замечает уже физиологически.
Тем не менее, вполне можно вообразить себе недалекое будущее, в котором Google постарается вернуть себе часть создаваемой ей добавленной стоимости и сделает свой главный продукт платным. Почему бы, собственно, нет? В сетевом поиске Google является абсолютным монополистом, уникальное торговое предложение у него есть, а конкуренция поисковику существует лишь в локальном и, прямо скажем, далеко несовершенном варианте. Что же до знаменитого "You can make money without doing evil", то лозунги в современном мире меняются на прямо противоположные вместе с новыми именами в совете директоров.
Как изменится Сеть, если бесплатные поисковые системы уйдут в прошлое? Воображение, конечно же, сразу рисует технократическую антиутопию, в которой введен повсеместный финансовый ценз на доступ к информации, но, знаете, при близком рассмотрении всё оказывается гораздо проще и печальнее. Введение оплаты за поиск, скорее всего, очень мало повлияло бы на состояние современной Сети. Возможно, я заблуждаюсь, но кажется совершенно очевидным, что роль поисковых систем в глобальном коммуникационном пространстве постоянно уменьшается. Искать становится попросту нечего. Для ответов на вопросы "что такое? кто такой?" существует wikipedia. Для новостей и событий есть вирусный редактор и взаимоувязанная система социальных сервисов и блогов. Для развлечения и общения существует и вовсе невероятное количество ресурсов, не к ночи будь помянуты. С каждым годом интернет все больше и больше становится похожим на такой огромный телевизор с тысячами мультимедиа-каналов. Соответственно, взаимодействие с Сетью предполагает не поиск информации, а переключение с канала на канал. И если у классического телевизора канал переключается кнопкой на пульте, то в "пост-поисковом" интернете - ссылкой в социальной сети. Ну а идея платить за поиск в телевизоре, согласитесь, выглядит несколько придурковато.
P.S. Друзья, мне тут в качестве рекламной акции редакция русскоязычного New Scientist прислала два прошлых номера, которые у меня уже есть: это номер 2 за ноябрь 2010 ("фармацевтика") и номер 4 за январь-февраль 2011 года ("апгрейд мозга"). Вот, ну и я хотел бы отдать эти два журнала кому-нибудь из своих читателей (совершенно бесплатно, разумеется). Если вам интересно, напишите мне на электропочту, мы договоримся о встрече. И да, я живу в Петербурге, и встретиться с вами в Омске я не смогу, как бы этого мне ни хотелось.