Все вокруг сейчас говорят о том, что бумажные носители уходят в прошлое и что в ближайшем будущем знания будут храниться сугубо электронными способами, которые никак не связаны с печатными книгами. Конечно, в этом смысле вектор развития технологий очевиден; точно так же очевидно, что сейчас знания не хранятся на папирусах и берестяных табличках. Однако существует последний, и, при определенных условиях, самый важный бастион, преодолеть который электронным книгам будет не под силу не только в обозримом будущем, но и, возможно, никогда вообще. Я начну издалека.
Люди, как биологический вид в целом - очень сильные и живучие существа. Homo sapiens обитает на планете около 200 тысяч лет, из них последние 50 тысяч он откровенно процветает, жиреет и плодится. В отличие от человека, человеческая цивилизация - это нечто хрупкое и эфемерное. За последние 5 тысяч лет их сменилось 30 штук. При этом человек как представитель своего вида в среднем есть тварь невежественная, тупая и ленивая, в то время как цивилизация в целом выходит в космос и осваивает генетику. Ни один человек не способен в одиночку выплавить сталь, произвести электрическую лампочку или создать резиновые сапоги. Ни один человек не хранит в своей голове и сотой доли всех знаний, которой обладает цивилизация. Мы - коллективные создания, и наш улей, гнездо, наша цивилизация - это самое драгоценное, что у нас есть. Но если у животных умения строить гнезда и ульи хранятся в генах, то человеческие умения содержатся в неосязаемом облаке, в ноосфере. Рухнет цивилизация - и мы перестанем уметь всё вообще.
Беда в том, что не существует вообще никакого "генофонда цивилизации", никакого массива знаний и умений, который помогал бы цивилизации возрождаться вновь и вновь и достигать процветания. Поэтому кажется очень разумной идея создания некоего хранилища чисто утилитарных знаний, наподобие банка семян на Шпицбергене. В этом хранилище не должно быть никакой шелухи, никакого мусора. Никакого словоблудия, никакой философии и "интеллектуального дискурса". Никакой научной фантастики и детективов, никаких газет и журналов, никаких мемуаров, биографий, никакой финансовой аналитики и маркетинговых исследований, ничего из того бессмысленного дерьма, которое на 90% заполняет полки современных книжных магазинов. Только чистая эссенция знания о том, как выстроить технологическую цивилизацию с нуля. Учебники и справочники по физике, химии и биологии, по медицине, сельскому хозяйству, машиностроению, и десяткам других отраслей - вот что должно содержать такое хранилище.
Глупо даже думать о том, что подобный экстренный свод знаний может быть представлен в электронном виде. Не может быть никаких компакт-дисков, поскольку уже через 20 лет не найдется аппаратуры, способной их прочитать, точно так же как сейчас нет аппаратуры, способной прочитать пятидюймовые дискеты. Да и в целом не может быть использована никакая технологическая база, подразумевающая некий внешний источник энергии.
Вот тут-то и появляются наши старые добрые книги. Разумеется, книги, которые планируется использовать как генофонд цивилизации, должны быть напечатаны с использованием самых последних достижений в материаловедении: например, вместо бумаги может быть применен пластик с практически неограниченным сроком хранения. Вместо типографской краски, наверное, может быть использован некий раствор нанотехнологических частиц, которые не удалить с поверхности пластика даже приложив усилия.
Помимо сугубо практического подхода, при организации "библиотеки судного дня" важен еще и организационный момент. Смотрите: хранилище может содержать не очень много книг, скажем, 1000 штук. Однако они должны быть очень четко систематизированы в соответствии с древом технологий. Мы не можем изготовить топор, пока не научимся обрабатывать металл, поэтому, утрированно, самыми первыми должны располагаться книги о том, как разжечь костер, а последними - что представляет собой, скажем, фотолитография. Кроме того, обязательно должен быть предусмотрен простой ключ к языку, на котором написаны все эти книги.
К сожалению, очевидно, что любые проекты по созданию материального хранилища информации на случай катастрофы совершенно не приспособлены для извлечения из них прибыли даже теоретически, даже в длительном периоде времени. Поэтому такую затею придется отложить до того момента, пока на смену современному транснациональному капитализму не придет следующая социально-экономическая формация. Ничего, в общем-то, страшного, если, конечно, следующей такой формацией не окажется первобытно-общинный строй.
Впрочем, есть мнение, что наша цивилизация в любом случае является последней в ближайший десяток миллионов лет: следующим цивилизациям попросту не хватит природных ресурсов, чтобы достичь нашего уровня, поскольку мы уже их все истратили. Вероятно, в случае серьезного катаклизма лавочка будет прикрыта всерьез и надолго.