вторник, 10 мая 2011 г.

Метареальность

Возможно, вы заметили, как трепетно я отношусь к разным идеям, которые связаны с наиболее футуристичными применениями набора технологий, собирательно именуемых "location-based services". В идеале мне, конечно, хотелось бы дождаться появления сервиса, который обобщенно я пытался описать вот в этой старой записи. Совсем недавно появилась первая ласточка под названием Bluebra.in, и, кажется, за этой ласточкой вот-вот ломанется галдящая стая новых сервисов, стирающих границы между Сетью и аналоговым миром. По крайней мере, буквально на днях объявился стартап, который подобрался к реализации идеи "аудиальной дополненной реальности" так близко, как никто другой.

Называется он CrowdStory: название, согласитесь, говорит о нем почти всё. Технически затея реализована с помощью приложения для мобильных устройств Apple (Android-версия сейчас готовится к изданию), которое позволяет привязывать к точкам реального мира произвольный фрагмент аудио длительностью до 30 секунд. Да-да, это, так сказать, "location-based audio-tweets", каким бы технократическим бредом эта фраза ни звучала. Отличная и очень перспективная вещь, на самом деле - в первую очередь как забавная игрушка, но уже в обозримом будущем вполне серьезный инструмент дополненной реальности. Конечно же, вся социальная мишура в стиле Foursquare и Facebook поставляется в комплекте, а как же.

Нетрудно догадаться, что там, где сейчас возникают 30-секундные "аудиотвиты", уже через год-другой обязательно появятся длительные, обстоятельные подкасты, привязанные к реальным координатам. К слову, подкасты, эта реликтовая технология середины прошлого десятилетия, которая после яркой вспышки забилась в скромный уголок, где прозябает в настоящее время, вполне способна возродиться в новом качестве. CrowdStory подходит для этого идеально (в сущности, распространение длительных записей уже заложено в их бизнес-модель как опция для обладателей премиум-аккаунтов).

Имея в виду вот эту интереснейшую тенденцию по интеграции сетевых сервисов с оффлайновой реальностью, возможно, уместным будет сравнение прошлого и начавшегося десятилетий. Сейчас мы говорим о "нулевых", как о десятилетии перелома, в течение которого интернет из маргинальной забавы небритых технократов стал единой планетарной инфосферой, определяющей развитие всей цивилизации. Скорее всего, спустя десять лет о текущем десятилетии станут рассуждать как о переломе, когда Сеть и реальный мир начали объединятся в единую "метареальность", которую люди ощущают с помощью органов чувств, дополненных техническими средствами (мне очень нравится слово "метареальность", извините). Судя по всему, прямо сейчас мы постепенно получаем возможность слышать метареальность - ведь для этого каждому достаточно, на первое время, лишь смартфона с наушниками. Увидеть метареальность пока что гораздо сложнее (и вряд ли вам сильно понравится то, что вы увидите), но контактные линзы дополненной реальности совершенно точно уже не за горами.