понедельник, 22 февраля 2010 г.

Urban soundtrack

Вчера fiskus_boulder написал замечательный пост о том, как следовало бы в современных условиях создавать звуковое сопровождение для процесса исследования мегаполиса (заодно осмелюсь порекомендовать онлайн-газету Cyberpunk Today). Этот пост вызвал резонанс с кучей разных идей, которые копошатся у меня между ушами, и я сейчас попытаюсь как-то эти идеи оформить в некое подобие осмысленного текста.

Куча идей, собственно, заключается в том, что мы тут часто обсуждаем, так сказать, визуальный аспект дополненной реальности - все эти клевые штучки, связанные с проецированием инфографики на окружающий ландшафт. При этом практически все упускают из поля внимания другой канал восприятия информации человеком, который зачастую гораздо важнее визуального - звуковой. Прелесть существующего положения дел заключается в том, что, в отличие от визуальной дополненной реальности, где ещё неимоверное количество нерешенных проблем, для реализации аудиальной дополненной реальности (извините за корявое слово) инфраструктура если ещё и не готова полностью, то уже совсем на подходе. Речь идет, разумеется, о связке системы глобального местоопределения и беспроводных технологий четвертого поколения WiMAX / LTE. И если LTE в России еще пробуксовывает в технологических и бюрократических канавах, то WiMAX вовсю работает уже прямо здесь прямо сейчас.
Давайте попробуем представить себе такую картину. У нас есть безлимитный тариф за вменяемые деньги, способный поддерживать постоянное соединение пусть с небольшой скоростью, но достаточной для пропускания аудиопотока 192 кбит/с. Уже есть. Далее у нас есть некое мобильное устройство, наподобие смартфона HTC MAX 4G, которое обладает двумя ключевыми свойствами: оно имеет модуль GPS и доступ к сети WiMAX. Тоже есть, хотя ассортимент бы не помешал. На устройство мы устанавливаем кусок софта, который в реальном времени поддерживает связь с неким сервером - пусть это будет наш потенциальный стартап. Ничего сверхъестественного, правда? А в результате мы получаем вот что.
Первое и самое очевидное. Мы организуем нашим пользователям подписку на сотни интернет-радиостанций самого разного диапазона - от эмбиента до нойза, от шансона до симфонической музыки, от потока анекдотов до научно-популярных программ. Любые, на самый разный вкус, тысячи их в любой точке покрытия! Тем самым нечаянно доводим до инфаркта владельцев FM-радиостанций, поскольку всем очевидно, что тягаться с онлайн-радиовещанием - то же самое, что телевидению тягаться с youtube: вчерашний день, битва давно проиграна, так что один из самых глупых поступков, которые вы сейчас сможете совершить, помимо открытия розничной сети по торговле компакт-дисками - это запустить радиостанцию FM-диапазона.
А дальше начинаются песни о главном. Мы связываем аудиотрансляцию с местоопределением, в результате чего появляется возможность менять музыку или передачи в зависимости от того места на карте города, где находится наш пользователь. Человек прогуливается по Невскому и слушает мягкий лаунж или рассказ о творчестве Карла Ивановича Росси. Человек стоит в пробке на Обводном и в колонках - история о первых днях пролетарской диктатуры или холодный мрачный трип-хоп. Каждой улице, каждому дому может соответствовать своя мелодия, свой ритм и своя история виртуального экскурсовода. Само понятие "прогулка по городу" приобретет совершенно новые оттенки - можно искать скрытые мелодии в дворах-колодцах, оставлять друзьям привязанные к месту аудиосообщения; наконец, слушать тысячи легенд и историй старого города, оказываясь с ними рядом - словом, метафора "город рассказывает о себе" примет самое что ни на есть буквальное воплощение.
Не ограничиваясь эстетическими и просветительскими элементами, мы дополним эфир сугубо практичной информацией. Кафе и магазины смогут за несколько метров рассказать вам свое меню. Вокзал напомнит вам, на сколько вы опаздываете к отправлению поезда. Приближающийся дождь вызовет смену тональности музыки - допустим, легкая мелодия плавно перейдет в минорную - или наоборот, в зависимости от вашего вкуса. И это все не говоря уже о персональной карте города - "поверните налево, откройте дверь, поднимитесь по ступенькам, нажмите на седьмой звонок в третьем снизу ряду".

А теперь представьте себе, какой это колоссальный рекламный рынок. Это то будущее, которое доступно уже прямо сейчас. Дело только за тем самым стартапом. Кто станет первым?

Саундтрэк к мегаполису по запросу "саундтрэк к мегаполису"

images by Evan Leeson