среда, 2 июля 2008 г.

Три часа зевоты, разнесенные во времени.

"Почтальон" Кевина Костнера - не отвратительный фильм. Не занудный, не идиотичный, не трэшовый. Нет, правда, несмотря на все оплеухи, которые он получил от Razzie Award: худший сценарий, худший актер, худший режиссер, и, как последний гвоздь в крышку гроба - номинация на премию "худшая картина десятилетия" в 2000-м, несмотря на все это - фильм смотреть можно. Кроме того, до сих пор некоторые блоги нет-нет да и опубликуют какой-нибудь субъективный обзор типа "Провалы в кино - 10 книг, которые лучше было бы не экранизировать" - в подобных рецензиях "Почтальон" неизменно занимает лидирующие позиции. Я же решил на все это наплевать и составить собственное мнение. И вот основное, что бы хотелось сказать по поводу этого опуса:
  • в его основе - одноименная книга Дэвида Брина
  • он тяяянется почти три часа
  • все врут, что жанр фильма - постапокалиптика
  • очень много сцен, характеризующихся фразой "пафосное патриотическое говно".
Брин, скажем прямо, не звезда НФ, но что касается "Почтальона", ему все же удалось сотворить не шедевр, но весьма неплохой трип на тему социальных отношений в постапокалиптическом мире (правда, это касается только первой части - во второй начинается откровенная бредятина). Хотя персонажи скучные и плоские, много никчемной патетики и размышлений ниже среднего интеллектуального уровня - в целом интересно и местами взаправду увлекает.
Всё это применимо и к фильму, за исключением увлекательности - зрелище откровенно тоскливое. Кроме того, привнесено то отвратительное, которым так славен Голливуд: упор на action, сплошные стереотипы и клише, дурацкий вымученный хэппи-энд. Три часа происходит неторопливое развитие сюжета, который можно всеобъемлюще описать буквально несколькими фразами. Действительно, без какого-либо ущерба для сюжета можно совершенно свободно вырезать полфильма - никто и не заметит. Я смотрел "Почтальон" две недели: по 15-20 минут, на большее не хватало - зевота сваливала с ног.

Постапокалиптикой и не пахнет. Весь фильм (кроме, пожалуй, нескольких первых минут) проходит в настолько живописной местности, что ей впору на обложки National Geographics, а не в кадры фильма о постъядерной цивилизации. Сочные, яркие краски, великолепные горные и лесные пейзажи - все это так характерно для вестерна, которым этот фильм, в сущности, и является: трудно было от Костнера ожидать чего-то оригинального после стольких лет его труда на ниве ковбоев, салунов и прерий. Он и не стал заморачиваться - просто перенес свои характерные наработки в сюжетные рамки 2013-го года. Надо сказать, что вестерн-то как раз получился неплохой, но вот постапокалиптики не осталось вовсе.

Не знаю, стоит ли объяснять, что в моем представлении значит "пафосное патриотическое говно". По-моему, и так понятно. Только упомяну сцену, в которой черный парнишка выкрикивает из толпы: "Почта! Соединенных! Штатов! Америки!!!". Яростное лицо, брызги слюны, оркестр играет до-мажор. Омерзительно. Да и хватит, пожалуй с "Почтальона" - не тот фильм, о котором имеет смысл писать килобайты.

Далее в программе: документальный "Zeitgeist", который, очевидно, должен быть связан с одноименной книгой Брюса Стерлинга. Ожидается, что дух времени обязан быть легким, умным, захватывающим, немного сумасбродным и очень интересным. Торрент уже качается. Тем временем респектабельные киберпанки с Хабра докладывают, что французы (!) планируют в следующем году начать съемки фильма по великолепному роману "Убик" Филиппа К Дика. Это, безусловно, отличная новость. Наряду с ожидающимся "Гиперионом" по Симмонсу в следующем году этот фильм должен сделать весомый вклад в мировые залежи хорошей научной кинофантастики. Или, что встречается чаще, убить надежду на прямые руки и кривые извилины мировой массовой киноиндустрии.

Ну и чтоб еще немножко поднять подпорченное настроение, вот картинка: похабный резиновый свинодирижабль парит над Дворцовой.