воскресенье, 20 июля 2008 г.

Earth is full! Go home!

Нужно сказать, что я очень люблю альтернативную историю. Точнее, даже так: мне нравится, когда умные эрудированные люди, основываясь на своих недюжинных знаниях, рассуждают на тему "а что было бы, если...". Если, например, в России не отменили бы крепостное право, если б не было Энштейна, если бы Гитлер с кучкой выживших последователей действительно создал крошечное государство в Антарктике, если б Карибский кризис все-таки закончился атомной войной, перестройка СССР - развалом страны на кучку балканизированных автономных государств, дружно отсасывающих у Большого Босса за кока-колу, а правление Путина - установлением монархии. На самом деле всё это безумно интересно, проглатывается абзацами, служит пищей для оригинальных размышлений, но, как обычно, есть один нюанс: дело в том, что если человек насквозь пропитан стереотипами, идеологией и школьными учебниками по истории, то, пожалуй, ему не стоит садиться за написание амбициозного труда на тему "если бы...". Получится полное говно, нет, правда - и я дальше по тексту постараюсь объяснить, почему.

Суть поста в обсуждении романа Гарри Тартлдава (по версии Google - Тёртлдава) "World War: Striking the Balance", который у нас был издан в "Эксмо" под названием "Великий перелом" в серии "Альтернативная история". Замечу, что я тут хотел написать нечто на тему "друзья, никогда не покупайте книг за 15 минут до отхода поезда", но так уж получилось, что это достаточно очевидное воззвание вылилось в кучу гневных мыслей по поводу "альтернативная история: тот самый случай, когда вам, вместо того, чтобы писать остросюжетный экшн, лучше заткнуться и почитать Википедию".

Действительно, упомянутая книжка была куплена с целью скоротать время в поезде. Первым фактором для покупки стал ярлычок "Альтернативная история" на обложке, вторым - "я где-то слышал про этого чувака, Тартлдава", а третьим - краткое введение в сюжет книги. Вкратце он таков: В самый разгар Второй Мировой на землю из космоса вторгается боевой флот воинствующих пресмыкающихся. Ящероподобные стремятся захватить как можно больший кусок поверхности планеты с целью колонизации и освоения новых земель для продолжателей рода. Бедняги не учли одного: аборигены мало того, что технически развиваются с ошеломительной скоростью, так еще и умопомрачительно кровожадны, лживы, мстительны и агрессивны. В результате вместо блицкрига пришельцы огребают на свои чешуйчатые задницы невообразимый геморрой и в конце концов идут на попятный.

Все это было бы очень здорово и захватывающе, если б не претензии на статус "альтернативная история", который как бы подразумевает, что необходимо несколько в этой самой истории разбираться. Вместо этого читатель получает полный набор стереотипов и клише в стиле учебников истории времен холодной войны. Здесь у нас злобные кровожадные русские, совершенно ебанутые на почве марксистской идеологии типа: "отправь его в ГУЛАГ, а Сталин потом разберется, кто прав". Тут же нацисты, находящиеся на пике технического прогресса: мужественные самоотверженные арии, живущие двумя идеями: истребить всех евреев и украсть у злобных инопланетчиков их технологии. Тут же презренные евреи, ненавидимые абсолютно всеми: англичанами, немцами, русскими, и даже американцами - да и стоит ли упоминать о нормальных простых янки, которые верхом своего никчемного бытия полагают финальный ужин с вкуснющим гамбургером и Бадвайзером в одном из заново открывшихся фастфудов?

Продолжим. Русские, в обозримой перспективе сюжета, представлены двумя девушками - Людмилой и Татьяной. Не Людой и Танюшей, естественно; нет - автор не считает нужным вникать в морфологию и милое сюсюканье влюбленных: мужественный немецкий танкист Ягер обращается к возлюбленной в типичном голливудском стиле: "Людмила! Вперед! Мы должны обезвредить бомбу!". В этом кроется различие между героинями - если пресловутая Людмила кое-как терпит тупой пафос арийского мачо, с которым ее свел нелепый сюжет, то Татьяна за такие проступки лихо отстреливает яйца - а разве вы не знали, что русским девушкам продолговатый предмет в рот не клади?
Помимо девушек, в повествовании имеется еще два носителя советской идеологии: Молотов и, собственно, Сталин. Не знаю даже, как вам всё это описать. Представьте себя американским школьником на уровне нашего 8-го класса. Что вы можете рассказать о Сталине? Безусловно, вы заметите дымящуюся трубку. Еще вы сможете разглядеть жестокость в алчных глазах, которые беспристрастно следят за бесконечными вагонами, уходящими в северные лагеря. Вы скажете, что они выжимали все соки из советских ученых, лишь бы побыстрее заполучить оружие массового уничтожения. Вы наверняка воспылаете ненавистью к этим мерзким диктаторам, попирающим основы демократии. Так вот вы теперь - Гарри Тартлдав и пишете роман о Советской России. Ну и как апофеоз скудоумия, вы в своем романе напишете, что бестолковые русские специально вызвали из США ученого-ядерщика, дабы он способствовал своими знаниями развитию советской ядерной энергетики - иначе, видите ли, русские тупицы ни за что бы не догадались, как правильно махать кроличьей лапкой, чтоб вызвать реакцию ядерного распада.

Далее, евреи. Поймите правильно, вы, как и я, наверняка считаете себя достаточно адекватными и современными людьми, чтобы относиться к Холокосту с должным почтением и осуждением, но без необоснованных истерик. В любом случае, вы наверняка согласитесь, что, несмотря на трагическую историю, еврейская нация не играла сколь-нибудь заметной роли в ходе Второй Мировой. Гарри Тартлдав не разделяет нашего умеренного скепсиса. Его евреи - это, не побоюсь преувеличения, - центр повествования. Имея в виду потенциальный титул "наиболее политкорректной книги в альтернативной истории", автор возводит еврейские общины во главу сюжета. Его евреи в польской Лодзи являются образцом мужества, свободомыслия и идеалом демократии в порабощенной "-измами" Восточной Европе. Я, к счастью, не читал продолжения сей саги, но есть сильнейшие опасения, что в сиквеле именно еврейская община водрузит шестиконечную звезду над Рейхстагом, Пентагоном и Ватиканом - ибо так по заслугам, видите ли. Впрочем, не самый худший вариант по сравнению, скажем, с одноногим негром-гомосексуалистом, лидером человечества - не смейтесь, для этой книги - вполне предсказуемый сюжет.

Да, кстати, о сюжете. Он нелинеен. Но нелинеен не в том смысле, который подразумевают под этим словом фанаты 3d-шутеров и онлайновых RPG, совсем наоборот. Он нелинеен настолько, что отдельные сюжетные линии (а их масса) не пересекаются ни разу по мере повествования. То есть роман состоит из более чем двух десятков микроскопических сюжетов, которые живут вполне себе свободной жизнью, объединенной общей канвой борьбы с инопланетными пришельцами. На этой ниве автор получает практически безграничные средства к раздуванию объема книги, чем охотно пользуется: абсолютно любая сюжетная линия может быть исключена из романа без какого-либо ущерба для общей картины, весьма остроумно скрывая факт, что вся 750-страничная книга умещается ровно в три фразы: "Мы прилетели. Нам дали отпор свободолюбивые земляне. Мы готовы к переговорам."

Физико-технический аспект: непробиваемый научный кретинизм. Цивилизация пришельцев стоит примерно на одном уровне с современными вооруженными силами уровня России / США / Израиля. То есть как бы сверхзвуковая реактивная авиация есть, атомное оружие есть, танки типа Т-72 с угловым бронебойным вектором есть, но, все же, чего-то не хватает для создания образа расы-завоевателя из космоса - то ли бластеров, то ли ионных пушек, то ли чего-то еще. По мере развития действа книги земляне осваивают все, что наивные пришельцы оставляют в виде металлолома на полях сражений. Словом, все, что придумано автором, служит только одной цели - формированию незамысловатого сюжета.

А вообще, знаете, в результате чтения у меня появилась искренняя жалость к пришельцам. Честное слово: все эти великодушные, умные и честные рептилии попали в жесточайшую мясорубку, которую придумало злобное человечество для реализации своих сиюминутных целей. Они, потомки пресмыкающихся, и рады бы слить битву за Землю, но вот незадача - нужно ждать прибытия второй волны захвата, флота колонизации. В результате бедняги сотнями сдаются в плен, попадая в сталинские лагеря (sic!), идут на переговоры с китайцами, передают людям свои технологии (которые, если хоть немножко знать реальную историю, люди и так получили без всякого вмешательства пять-десять лет спустя). Тем не менее, инопланетные рептилии по ходу повествования выглядят все более и более человечнее, чем сами носители гуманизма.

Да, насчет плюсов: удачная сюжетная линия с воспитанием Томаллс'ом ребенка Лю Хань, которая как бы намекает, что инопланетная мразь может полюбить ребенка гораздо сильнее, чем иная человеческая мразь; совершенно абсурдные приключения Уссмак'а в советских лагерях и, пожалуй, полностью облажавшийся фон Риббентроп на, так сказать, саммите по поводу передела планеты между расами.

Рецензии читателей, собранные с разных сетевых библиотек:
Богатая идея запорота полностью из-за глупости (не знаю, может, у них там это средневзвешенный уровень) автора и его нежелания разбираться в простейших военных и технических раскладах.

Ну что вы хотите писал американец для американцев: странно что не появилось тренькающего на балалайке медведя в шапке-ушанке и бутылкой водки

Цитаты:
- Самцы Расы, вы находитесь здесь, чтоб работать на самцов СССР. С данного момента это будет вашей единственной функцией. - Он сделал паузу, чтобы все поняли и для перевода тосевита. - То, как хорошо вы будете работать, как много вы произведете, будет определять, как хорошо вы будете питаться.
- Это варварство, - прошептал Ойяг Уссмаку.
- Ты ожидал, что Большие Уроды будут вести себя как цивилизованные существа? - прошептал в ответ Уссмак.

- Герр штандартенфюрер, представляю вам лейтенанта...
- ... старшего лейтенанта, - вмешалась Людмила.
- ... старшего лейтенанта Людмилу Горбунову из советских ВВС. Людмила, это штандартенфюрер Отто Скорцени из ваффен СС...

- Откуда ты знаешь, что это - не антифашистские патриоты? - спросил Эмбри на смеси немецкого и русского языков.
Татьяна Пирогова неодобрительно хмыкнула.
- Раз они - эстонцы, значит, антисоветчики.

Вердикт: Пиздец какая бредятина - это как сравнивать Дашу Донцову и Агату Кристи на ниве детектива, так же сравнивать Тартлдава и Оруэлла в смысле альтернативной реальности. Дешевый никчемный национализм и пафос. Читается - быстро, увлекательно и бессмысленно. Вылетает из головы - моментально. Жвачка для рассудка, поданная в упаковке "alter history". Наверное, в этом смысле Тартлдав - как раз образец альтернативной фантастики yankee-style. "Fuck this shit" - как обычно говорят в таких случаях носители языка автора.