пятница, 1 августа 2008 г.

Глубина в небе

После "Глубины в небе" мне даже немножко стыдно, что я сначала в штыки воспринял первый прочитаный мной роман Вернора Винджа. "Пламя над бездной" было издано за 7 лет до "Глубины в небе", и этот временной отрезок вместил эволюцию автора из рассказчика оригинальных фантастических сказок в мастера умной, нетривиальной и остросюжетной фантастики. Блестящая, выдающаяся книга, яркие герои, техническая адекватность, глубокие мысли о развитии цивилизаций и, наконец, неординарный и захватывающий сюжет.

Собственно, о сюжете. Являясь в некотором роде предысторией для романа "Пламя над бездной", в котором отдельные человеческие цивилизации приближаются к пику могущества, в "Глубине" человечество относительно недавно расселилось по небольшому участку Млечного пути, разделенному сотней-другой световых лет. Объединяет книги, в сущности, только главный герой - Фам Нювен, величайший идеолог, стратег и политик (хотя он сам был бы против такого определения) в истории человечества. Именно ему, сыну средневекового короля деградировавшей колонии землян, принадлежит заслуга создания Кенг Хо - человеческой сверхцивилизации межзвездных путешественников-торговцев. Он искренне верил, что в астрономических масштабах, когда период между расцветом и упадком цивилизации составляет какие-то сотни лет, только такая безправительственная организация (Вики определяет этот строй как анархо-капитализм) сможет выживать и развиваться.
Действие романа происходит в системе "Мигающей" - удивительной звезды, которая циклически, после 30-летнего периода активности, гаснет на 250 лет. На орбите вокруг звезды вращается единственная планета - Арахна, родной дом разумных паукообразных созданий, которые, к началу действия, находятся на технологическом уровне землян времен Первой Мировой войны. Кенг Хо отправляет туда исследовательскую экспедицию, но, оказывается, что торговцы не одни интересуются загадкой Мигающей - в это же время в звездную систему прибывает флот эмергентов, пост-земной цивилизации с тоталитарным правлением, основанным на технологическом рабстве. Рабы эмергентов, или зипхеды, за счет применения особого микроба, поражающего мозг, находятся в состоянии Фокуса - вся их мысленная активность сводится к выполнению конкретного задания, порученного Предводителем эмергентов, и ничего сверх того. Само собой, в одной звездной системе двум человеческим сообществам со столь разными взглядами на жизнь стало тесно - и происходит битва, в результате которой и Кенг Хо, и эмергенты терпят невосполнимые потери. Корабли разрушены, ресурсов практически нет - и единственной возможностью вернуться обратно для представителей двух цивилизаций становится сотрудничество и надежда на помощь расы пауков Арахны, которые технически развиваются с ошеломительной скоростью. Ну а поскольку из командования людей остались лишь предводители эмергентов, то на ближайшие 50 лет маленькая колония обречена жить в атмосфере лжи, страха и тотального контроля.

В отличие от первой книги, здесь нет никаких чудес за гранью современной физики. Корабли торговцев Кенг Хо сотни лет путешествуют между звездными системами на 0,3 световой, а их экипаж тем временем находится в анабиозе. Фокусированные эмергентов пребывают в перманентом состоянии аффекта, который примерно соответствует результату длительного приема нейролептиков. Но вот что меня действительно покорило, так это некий, так сказать, научно-философский подтекст. Представьте, что наш современный технический скачок, связанный с микроэлектроникой и глобальными сетями вызван некоей внешней силой, которая притаилась где-то на орбите Сатурна и для которой вопрос развития человечества становится вопросом выживания собственной расы. Является ли Сеть спонтанно развивающимся коммуникационным средством или она незаметно для людей регулируется откуда-то извне? Можем ли мы это заметить по случайным зависаниям серверов, неотправленным или искаженным сообщениям, по нелогичным ответам сетевого собеседника? Может ли быть так, что пресловутый "hive mind", коллективный разум человечества, в текущий исторический момент направленный на демонстративное потребление, не является присущим людям, а навязан откуда-то извне? Действительно, качественная НФ заставляет думать - и думать нетривиально.

Из косяков и нелогичностей: непонятно, каким образом пауки за столь короткий срок создали выдающуюся технологическую цивилизацию (если даже принять во внимание гениальность Андерхилла, то мысль, откуда взялась промышленность для реализации его идей остается загадкой); странно, что выжившие Кенг Хо так легко поддались убеждениям Томаса Нау и, не предприняв сколь-нибудь значительных попыток свергнуть власть с момента бунта Дьема, тем самым обрекли себя, свободолюбивых, на эмергентский тоталитаризм; удивительна природа нанотехнологических "локализаторов" и игра в прятки Фама Нювена - но, впрочем, это мелочи, которые совсем не умаляют достоинств романа.

Цитаты отзывов читателей:
После прочтения остается некий приятно-грустный осадок, остающийся всегда после общения с замечательными фильмами и книгами, чувство сожаления, что удовольствие закончилось и придется вновь перемалывать тонны макулатуры, чтобы найти что-то столь же стоящее

Редкая по силе и впечатлению Вещь. К сожалению, всю глубину книги начинаешь осознавать лишь проскочив первую четверть, когда перестаешь невольно искать аналогии в ранее прочитанной космической фантастике. Часть идей, в общем-то, не новы, зато другие... Фокусированные, человечество как агрессор, отсутствие гиперпространства и сказочных чудес...

Моя личная оценка: 8/10. После тетралогии Симмонса, пожалуй, это первая книга, которая меня покорила целиком и полностью.