пятница, 5 сентября 2008 г.

"Анафема" Нила Стивенсона.

На следующей неделе наконец-то выходит новый долгожданный роман Нила Стивенсона "Анафема", и я просто не могу передать словами нетерпение, с которым я ожидаю эту очень актуальную историю о пришельцах на параллельной Земле, жители которой вовлечены в конфликт между научными и религиозными учреждениями. Планета Arbre, на которой происходит действие романа, похожа на Землю практически во всём, за исключением одного очень важного момента - её религия и наука практически поменялись местами. Монахи, которых называют "avout", живут аскетично, изучая науку, происходящую от элегантной древней математики, в то время как "deolators" (боги-прихожане) поглощены религией и технологией. Умение Стивенсона создавать миры используется в этой книге в своём лучшем виде. "Анафема" - тот самый очень редкий вид НФ-произведения, сочетающего величественную сюжетную линию, сногсшибательные технологии, потрясающие сцены сражений, загадочных пришельцев и ещё нечто особенное.

Как видно из недавно вышедшего трейлера к книге, в ней значительное внимание уделено боевым исскуствам. Кроме того, в романе Стивенсон много рассуждает о таких абстрактных темах, как пределы познания и вытекающей из них ограниченности научного подхода к реальности. Главный герой романа, Raz - молодой монах (названный "fraa" на изобретенном Стивенсом для книги искусственном языке), который обнаруживает нечто необъяснимое высоко в небе, гораздо выше приземленной математики, которой он занимается. Оказывается, что его наставник Orolo также знает о неизвестном объекте, и, поскольку круг осведомленных расширяется, Raz и его друзья должны бросить вызов властям и узнать, что скрывается в темных небесах. То, что они находят, находится на орбите планеты и не принадлежит их миру. Значительная часть романа посвящена описаниям того, как политические и религиозные лидеры Arbre встретят открытие и какие шаги предпримут. Но более интересно то, как монахи "avout" и их противники по прикладной науке используют знания, науку и факты, чтобы понять сущность объекта и тех, кто им управляет.

В некотором смысле, сюжет "Анафемы" - это мистерия, поскольку он не дает подсказок и объяснений, но намекает, что считать правильной подсказкой и как из этих подсказок собрать картину происходящего. Характерной чертой культуры "avout" является то, что они - прирожденные спорщики, воспитанные с рождения ничего не принимать на веру и рассматривать интеллектуальные дебаты как своего рода военное искусство. Скорее всего, вы будете интуитивно вовлечены в умный продолжительный спор между двумя монахами - возможно, вовлечены даже больше, чем в увлекательную битву между армиями ученых-монахов и бандитов в далеком арктическом городе. Именно в этих беседах роман глубоко погружается в вопросы противостояния науки и религии. Хотя многие из этих вопросов так и оставлены без ответа, очевидно, что Стивенсон занимает позицию рационального подхода к реальности - и не просто в качестве аргумента в споре, но как способа выживания. В то же время автор предлагает нетипичный для современного мира взгляд на науку: наука - это не компания чуваков, продающих операционные системы и офисные программы, а узкое общество святых затворников, работа которых настолько глубока, что временем невозможно её измерить. Большинство людей, для которых монастыри - это прямая противоположность научных лабораторий, наверное, воспримут такую идею в штыки. Тем не менее, всё это описано в романе, что является красивым способом исследовать явления, которые можно назвать духовными аспектами рациональности.

Одной из характерной особенностей "Анафемы", на которую многие уже обратили внимание, является её размер - более 900 страниц, не включая приложений, в которых Стивенсон объясняет некоторые математические проблемы (как это было в "Криптономиконе", где Нил популярно излагал основы криптографии). Конечно, эта не та книга, которой имеет смысл скоротать время в ночном поезде. В некотором смысле, роман - это попытка Стивенсона донести до читателя и убедить его в своем мировоззрении,  в мышлении avout, которые проводят годы, неспешно работая над обширными и сложными задачами, ограничивая свое общение с внешним миром огромными сроками. Например, среди монахов есть группировка "тысячелетники", которые обмениваются информацией с внешним миром один раз в тысячу лет. Словом, автор полагает, что время, проведенное с романом, наполненным математикой, метафизикой и рассуждениями о сознании, заставит читателя посмотреть на суетливый мир свежим взглядом, полным спокойствия, умиротворенности и осознания цели.

Но столь большой размер романа, кроме того, должен в полной мере донести эпическую историю мира, вся фундаментальная социальная структура которого должна измениться, чтобы приспособиться к реальности чужого разума. Впрочем, роман не больше других крупных фантастических саг - просто мы уже слишком привыкли к тому, что издатели разбивают масштабные произведения на 3-5 частей, которые успешно продают по отдельности. Нужно ли говорить, что если стоит выбор между детально проработанной длинной историей и коротким, но бестолковым рассказом, наполненным только экшном, большинство любителей качественной НФ всё же выбирают первый вариант.

В этом смысле масштабная "Анафема" отличается от многих других произведений. В ней нет никаких Технологических Сингулярностей, нет Исторических Переломных Моментов, нет и Великих Прорывов. Вместо этого читатель наблюдает плавное изменение и эволюцию цивилизации, которая, конечно, имеет ключевые и значимые точки, но они не меняют весь мир в одночасье. Несмотря на развитие нанотехники и сложной генной инженерии, обитатели планеты не превратились во что-нибудь наподобие сверхразумных цепочек нанитов или монстроидальных геноморфов.  Пожалуй, прочитать "Анафему" стоит только потому, что это один из немногих романов, в котором раскрыта реалистичная история без всяких аномальных сингулярностей.

В итоге, "Анафема" - блестящий образец научной фантастики, мастерски изучающей противоречия между тем, чему мы верим и тем, что фактически существует в физической реальности. Определенно, это будет один из лучших романов Стивенсона, показывающий его удивительное умение излагать сложные вещи простым языком и, в то же время, находить в самых обыденных явлениях новые способы познания мира. Ведь, в конце концов, это роман о двух планетах - Arbre, и его двойнике, Земле. И чтобы понять мир Arbre, нужно хорошо понимать наш мир.