Мне даже странно, что про фильм "Луна" я здесь как-то давно упомянул между строк и забыл, ведь, похоже, это будет одно из главных научно-фантастических кинособытий года (или, может быть, вы верите в "Аватар"? или, может быть, считаете таковыми поделки типа "Трансформеров"?). Сейчас он уже идет на разных кинофестивалях, в частности, не так давно фильм показывали на ММКФ, так что, в принципе, уже есть, что обсудить.
В двух словах, "Луна" - это фильм о человеке по имени Сэм, единственном рабочем на лунной добывающей базе, который в одиночку тянет последние две недели из трёхлетнего контракта. По мере того, как приближается день увольнения, с Сэмом начинают происходить всё более странные вещи. И хотя всё сказанное - правда, это то же самое, что сказать, что "Космическая одиссея 2001" - это фильм о чокнутом компьютере.
Фильм начинается с повседневных однообразных автоматизированных будней Сэма. Ощущение тревоги и бедствия начинает просачиваться в кадр постепенно, как лунная пыль в защитный скафандр. Дружелюбный компьютер (его озвучивает Кевин Спейси) становится враждебным, в коридорах станции во вспышках появляются и исчезают другие люди, пропадает внешняя связь. Галлюциногенные призраки, знакомые по "Солярису", сначала пугают, потом раздражают; наконец, создается ощущение, что Сэм не одинок на станции, с последующим разоблачением зловещего компьютера - и, казалось бы, дело катится к скучному и предсказуемому финалу.
Ничего подобного. Когда Сэм на вездеходе отправляется пополнить запасы Гелия-3 (это и есть то, что добывает "Лунар Индастриз"), он попадает в аварию. Позже Сэм просыпается в лазарете, но не может вспомнить, что произошло. Пытаясь разобраться в случившемся, он совершает незаконную вылазку к месту аварии. Тогда-то и выясняется причина, почему он ничего не помнит - тело разбившегося Сэма всё еще находится в обломках вездехода.
Режиссер Дункан Джонс элегантно избежал излюбленного приёма из репертуара фантастических фильмов: "Берегись, оно позади тебя!". Всю прелесть фильма составляет игра разума и эмоций, вызванных осознанием Сэма, что он - клон, и взаимоотношениям "старого" и "нового" Сэма ("Лунар Индастриз" полагают, что выгоднее раз в три года активировать нового клона, чем каждый раз запускать на Луну другого человека). Замечательно также то, что Джонсу удалось избавиться от стереотипов и клише - разумный компьютер у него не является воплощением зла; это было бы слишком скучно. И от дешевого морализаторства. И от взрывов и гигантских человекоподобных роботов. Надо ли говорить о захватывающих видах Луны с добывающей техникой, о выражении лица Сэма, когда он понимает, что он всего лишь копия человека, о непредсказуемом и неожиданном финале?
В этом фильме много от классической НФ; наиболее близкими, но не аналогичными фильмами являются "Космическая одиссея 2001-го года" и "Бегущий по лезвию": с первым картину сближает космический антураж и разумный компьютер как один из героев, а со вторым - идея клонов, репликантов, созданий, абсолютно идентичных людям, но формально не являющихся таковыми (вплоть, кстати, до деталей: "Неужели все фотографии людей, которых я люблю, - это просто воспоминания, имплантированные в мозг, чтобы поддерживать иллюзию реальности?"). Кроме того, у Вернора Винджа есть небольшой рассказ "Куки-монстр", с очень похожим сюжетом, отличающийся лишь тем, что его действие происходит с "загруженными" разумами в виртуальной реальности. Ну и, конечно же, "Солярис" Станислава Лема как образец повествования об иллюзорности человеческого сознания на дальних форпостах цивилизации.
Словом, "Moon" должен с лихвой компенсировать полное отсутвие зачатков интеллекта у блокбастеров этого сезона и порадовать качественным, захватывающим, и, что самое главное, свежим зрелищем.