Роберт Чарльз Уилсон - обладатель "Хьюго" и автор нескольких крупных произведений. Тем не менее, его имя не очень-то широко известно в кругах любителей научной фантастики. Возможно, его последняя великолепная книга "Юлиан Комсток: История Америки 22-го столетия" изменит ход вещей и вознесет автора к пантеону sci-fi богов. Формально являясь повествованием о военной доблести времен будущего президента Юлиана Комстока, роман, якобы записанный его другом и соратником Адамом Хаззардом, представляет собой превосходное размышление о том, как культура, общество, религиозные учреждения и масс-медиа непредсказуемо меняются с ходом истории. Книга во многом пересекается с историей Римской империи приблизительно 4-го века и, в частности, с личностью императора "Юлиана Завоевателя" или "Юлиана Агностика", таким образом, замечательно иллюстрируя метафору "спирали истории" на примере древнего Рима и Америки будущего.
Это отличный образец того, как НФ-писатель создаёт миры. По мере повествования Уилсон короткими эпизодами, намёками и образами рассказывает о том, что произошло за 150 лет, отделяющих современных нас от его персонажей. За это время цивилизация пережила практически всё из самых мрачных прогнозов: исчерпание нефти, финансовый коллапс, эпидемии болезней. Ко времени, в котором разворачивается сюжет романа, мир погрузился в промышленный упадок и население Северной Америки значительно уменьшилось. На экономических руинах возникло новое правительство, которое объединило США и Канаду и ввело преемственность власти по наследству. Бывшие Штаты теперь представляют собой пост-нефтяное, пост-апокалиптическое, пост-промышленное феодально-религиозное общество. Верховный суд отменен, в новом облике восстановлено рабство, а церковь, "Доминион", представляет собой исключительно влиятельную ветвь правительства, уравновешивающую власть военных. Юлиан Комсток - племянник президента, который казнил отца Юлиана за то, что он начал набирать популярность в народе. Молодой человек со своим опекуном скрывается в Саскатчеване, где знакомится с Адамом, мечтающим стать приключенческим писателем, таким же, как его кумир Чарльз Истон. Литература, творчество, философские и научные размышления сближают героев. У Юлиана припрятано несколько запрещенных научных книг, включая труды Дарвина. Он хочет снять фильм о жизни Дарвина и возродить науку в американском обществе, порабощенном религиозной поп-культурой. Со временем молодых людей призывают на службу, и они оказываются на фронтах бесконечной войны, которую Северная Америка ведет в проливе Лабрадор против "Миттельевропы" за право обладания освободившимися ото льдов территориями Гренландии и Северной Канады. Спасаясь от гибели, они должны найти друзей в растерзанном войной Монреале и избежать кровавого заговора дяди Юлиана. После длительного периода невзгод и гонений Юлиан становится президентом и, восседая в президентском дворце столичного Нью-Йорка, пытается воплотить в Америке свою версию правосудия.
Одна из основных идей произведения - эволюция. Причем эволюция не только в смысле эволюционной теории Дарвина, которую Юлиан пытается заново открыть для общества, но социальная эволюция. Объясняя недоверчивому Адаму суть процесса эволюции, он рассказывает, что ДНК "неидеально запоминает" предшествующие формы жизни. И точно так же в романе будущее "неидеально запоминает" прошлое. Как и в классическом произведении Оруэлла, прошлое глазами будущего Уилсона постоянно перекручивается, переписывается и мутирует, чтобы поддерживать идеи власть придержащих. Но в отличие от "1984", в будущем Юлиана Комстока есть люди, которые пытаются возродить истинное прошлое, очистить его от шелухи времени и напомнить о былом могуществе науки. Очень яркий и показательный момент, на мой взгляд, характеризующий отношение автора и героев к эволюции, происходит, когда Юлиан рассказывает Адаму, почему он обожает и одновременно ненавидит людей прошлого. "Ненавидеть?", - удивляется Адам, - "за что же их ненавидеть?". "За то, что они эволюционировали в нас", - отвечает Юлиан.
Сложно описать словами в рамках короткой заметки в блоге тот тонкий юмор и яркую непосредственность, которой наполнен роман. Уилсону удалось создать великолепное ощущение 19-го века, атмосферы стимпанка в будущем, при этом не впадая в фальшь и надуманность, так что все образы смотрятся естественно и типично для своего времени и окружения. "История Америки 22-го столетия" - это тот редкий и замечательный вид НФ, наполненный идеями не меньше, чем экшном. Роман читается тяжело из-за непривычного слога, обилия поясняющих сносок и ссылок, но без них, наверное, у автора не получилось бы полностью реализовать свой замысел "созидателя миров" - показать мир будущего, в котором элита общества полагает 19-й век вершиной человеческой цивилизации. Это общество, с одной стороны, напоминает старые и как бы уже подзабытые пороки цивилизации, а другой - доводит существующие пороки до абсурда. В этом обществе церковь контролирует поп-культуру и замахивается на власть, которая посылает орды нищих неграмотных людей сражаться за ресурсы, которые, в свою очередь, эти ресурсы никогда не получат. В этом обществе масс-медиа заботит исключительно освещение жизни и моды аристократов. Это общество, которое уже ответило на вопрос: "Хотите ли вы услышать историю, или услышать правду?" - очевидным образом.
Продолжая упомянутую в начале поста аналогию с римским императором, нужно сказать, что оба Юлиана были сосланы в провинции после убийства их родственников, оба образованы друзьями, исповедующими запретные идеи, оба выросли рационалистами, воспринимающими религию только как аллегорию, оба стали признанными военными лидерами, оба стали противниками объединенного христианства, оба стали непопулярны из-за проводимых коренных реформ, и оба (вымышленный - точно) были гомосексуалистами. Таким образом, сходство между историческим и вымышленным персонажами исключительно близкое, и, следовательно, так же близка аналогия между цивилизацией после краха римской империи и цивилизацией, рожденной крахом империи американской - вплоть до того, что европейцы "Dutch", наступающие на Северную Америку, созвучны с "Deutch" - немецкими племенами варваров, разграбившими Рим.
Итог: "Юлиан Комсток: История Америки 22-го столетия" - это если бы Жюль Верн прочитал Карла Маркса, а затем сел и написал "Закат и упадок Римской империи". Блестящая, умная и захватывающая книга, бесспорная жемчужинка научной фантастики, лучшая социальная антиутопия последнего времени.