Очень любопытный получился июньский номер журнала Esquire, который редакция посвятила футурологии. В номере опубликовано множество статей, охватывающие перспективы науки, технологий, общества и политики: пострациональный человек, фальшивые воспоминания, роботы, квантовый мир, эволюционная биоинформатика, искусственный интеллект, радиотелепатия, пересекающиеся правительства; словом, всего понемножку - так, чтобы не утомлять и не загружать глянцевого читателя. В результате вышло толково, кратко и интересно, во многом напоминает стиль изложения "Компьютерры". Мне особенно понравилась статья Сергея Болмата о том, как искусственный интеллект изменит общество:
...Учитывая, что весной робот по имени Адам, спроектированный учёными Уэльского университета, без всякой поддержки извне сделал самостоятельное научное открытие в области современной фармакологии, можно предположить, что до того момента, когда искусственный интеллект окончательно перегонит в своем развитии интеллект человеческий, осталось лет 15-20. Возможно, мы этого момента даже и не заметим. Просто в один прекрасный день очередная модель домашней кофеварки, способная не только угадывать ежедневные предпочтения своего хозяина, но и дискутировать с ним о проблемах внутренней и внешней политики, рассчитает - в процессе изготовления очередного латте со вкусом зеленого банана - возможности использования материи для хранения информации, и к тому моменту, когда её владелец исчерпает свои аргументы, поделится своими расчётами с холодильником в Канаде и микроволновкой в Новой Зеландии. Именно эта особенность искусственного интеллекта - сетевое сознание - сделает скорость роста его эффективности такой, что скоро между людьми и процессорами возникнет непреодолимый барьер - как между людьми и аквариумными рыбками.
Статья Кирилла Еськова о потенциальной возможности налаживания разумного контакта с животными:
a) животные мыслят, и разница в между их мышлением и человеческим не качественная, а количественная; б) животные передают друг другу свои мысли при помощи настоящего, формализуемого языка; в) следовательно, налаживание диалога между человеком и животным есть задача чисто техническая (хотя и очень сложная)
Отличная, просто великолепная статья Константина Сонина о пересекающихся правительствах - я давно уже размышлял о формах правления или государствах, объединяющих людей не по национальному признаку, а по профессиональным качествам или бытовым интересам; теперь вот знаю, что это в обществоведении называется "пересекающиеся правительства":
Почему правительства представляют группы, определенные по этническому или географическому принципу? Получается, правительство есть у всех, кто живет внутри какой-то начерченной на земном шаре фигуры, а не, например, у всех, кто занимается квантовой физикой (это была бы маленькая страна, как Люксембург) или всех любителей манги или Варкрафта (огромные страны с непропорционально юным населением)? Каждый человек мог бы иметь частичное гражданство сразу многих стран - я, например, был бы жителем Москвы, России, Европы, Земли, жителем стран экономистов, историков, математиков, и еще, наверное, болельщиков киевского "Динамо".
И еще, помимо этих, очень много хороших статей. Я понимаю, что рекомендовать глянцевый журнал - чистой воды пошлая безвкусица, но вот этот номер Esquire - приятное исключение из правил, серьезно.
Когда-то злаки буйно росли на неприрученных равнинах, когда-то помидоры были дикими ягодами в Андах. А мясо когда-то росло на животных.