понедельник, 20 июля 2009 г.

Следующие шаги дополненной реальности

Совершенно неожиданный информационный прорыв, который произошел в технологиях наложенной реальности за последние несколько месяцев, безусловно, радует. Выплеснувшееся в Сеть прямо-таки фантастическое количество AR-демо-роликов  (за 15 минут, пока я писал этот пост, в моем rss-ридере появились три новых видео с Gizmodo, демонстрирующих AR-приложения для айфона) разной степени увлекательности позволяет надеяться, что наконец-то в ближайшее время нас ждет не количественный, а качественный прорыв. Вообще мне кажется, что дополненная реальность будет развиваться столь же стремительно, сколь стремительным может стать распространение 4G-коммуникационных технологий: WiMax, LTE, FemtoCells, без разницы. Поскольку европейские и североамериканские телеком-операторы планируют внедрение 4G к середине следующего десятилетия, то, навскидку, примерно к 2015-му мир захлестнёт волна AR-приложений; возможно, даже возникнет сервис-брэнд мирового уровня, основанный на технологиях наложенной реальности. И я уверен, что чуваки, создавшие подобный сервис, окажутся гораздо предприимчевее, чем современные владельцы Twitter. Что ж, это был такой near-field прогноз, а что дальше?

В романе "Rainbow's End" Вернора Винджа люди не столь отдаленного будущего, где Сеть практически неотделима от реального мира, обитают в инфосфере, полностью пронизанной высокоскоростными потоками данных. Еще пару лет назад что-то подобное казалось из области прогнозов средней области, на 20-30 лет вперед. Теперь, с учётом того, что мы стоим на пороге интеграции онлайна и оффлайна в единую метаинформационную среду, уже можно размышлять о перспективах Сети, показанных в романе мастера singularity fiction и не ощущать при этом приступов откровенной шизофрении. Хорошо, если с коммуникационной стороны уже всё есть - 4G и GPS, то как быть с визуализацией метасреды? Как-то глупо предполагать, что дело так и остановится на гламурных сенсорных телефонах, которые останутся призмой, через которую Сеть накладывается на окружающую действительность. Разумеется нет; уже сейчас есть контактные линзы, проецирующие изображение прямиком на сетчатку глаза. Изначально разработанные для медицинских применений в области офтальмологии, подобные устройства совершенно свободно могут по радиоинтерфейсу получать данные от коммуникатора, который может лежать в кармане, и который, в свою очередь, связан с глобальной Сетью. Они так и называются - "линзы для сверхчеловеческого зрения". Список возможностей штуковин завораживает: "зум"-масштабирование удаленных объектов, веб-сёрфинг "на ходу", иммерсивные игры с наложением виртуальных персонажей на реальный ландшафт, прочие удивительные вещи. Энергию для работы линза извлекает из солнечного света, и этого вполне достаточно. Технология пока что, конечно же, сыровата, в том плане, что радиоинтерфейс линзы с цифровыми устройствами неидеален, да и мысль о прикосновении к сетчатке глаза хоть и очень слабого, но все же радиопередатчика мало кому придется по душе.

Но может быть, если верить "ускоряющимся переменам" Курцвейла, всё пойдет гораздо быстрее и к моменту развертывания 4G линзы-проекторы уже войдут в обиход? Может быть, уже через десять лет две вселенные полностью объединятся и породят третью, совершенно невообразимую и прекрасную?