Иногда, общаясь с малознакомым человеком, я рассказываю всякие вещи о том, что мне действительно интересно. Нужно ли пояснять, что в списке интересного футурология занимает далеко не последнее место. При этом, как правило, при упоминании слова "футурология" в голове собеседника сразу же протекает любопытная химическая реакция, приводящая к возникновению вопроса из серии "Слушай, а вот как ты думаешь, кто будет через сто лет править миром - Китай или Америка?" И хотя вопрос вполне уместный, я всегда в таких случаях теряюсь, потому что, во-первых, геополитику нахожу исключительно скучной, а во-вторых, убежден, что через сто лет национальных государств не останется в принципе. Тем не менее, мне удаётся в таких случаях отвертеться какой-нибудь сходу придуманной чушью. Знаете ли вы, друзья, что есть люди, которые подобной чушью зарабатывают себе на жизнь и при этом наотрез отказываются называть себя писателями-фантастами?
Джордж Фрайдман, сотрудник частной разведслужбы и автор книги "Следующие 100 лет: Прогноз на 21-й век" опубликовал в журнале New Statesman захватывающее эссе. В нём он рассмотрел ближайший столетний интервал через призму геополитики.
Вопрос заключается в том, какие очертания придадут остатку века геополитические реалии. Евразия истощается в широком смысле слова. Китай намного слабее, чем принято считать, ему постоянно угрожает внутренняя нестабильность. Европейцев отделяют друг от друга старые стереотипы на национальной почве, мешающие общему движению к объединению. Россия попытается использовать удобный момент, представившийся в связи с занятостью США разрушением исламского мира, для того, чтобы восстановить сферу влияния на территории бывшего Советского Союза, однако её слабость снова проявит себя и в следующем поколении.
Возникнут новые глобальные силы. В 19-м веке в качестве таковых начали заявлять о себе Германия, Италия и Япония, в то время как в 20-м веке Англия и Франция, бывшие ранее сверхдержавами, отошли на второй план. Каждое столетие образуются новые центры и коалиции мировой власти, которые наблюдателю в начале века казались невообразимыми. Следовательно, имеет смысл порассуждать о невероятном.
В этом-то и состоит изюминка статьи: погоня за невероятным уводит автора в такие восхитительные фантастические дебри, что только успевай записывать рождающиеся при чтении мысли – фактически, готовый окружающий мир для далеко не худшего НФ-романа о недалёком будущем.
Будущее Фрайдмана развивается по пессимистичному сценарию, наполнено войнами на национальной почве и напоминает, как человечество резвилось всю первую половину прошлого века. Общая идея такова: тот, кто контролирует Североамериканский континент, тот контролирует весь мир, поскольку получает доступ как к Тихому, так и Атлантическому океанам, а также к необозримым богатствам самого континента. Исходя из этой посылки, он предполагает Мексику основным конкурентом США. Кроме того, Япония, ускорив военную гонку, начнёт набирать вес. На Ближнем Востоке и в исламском мире ядром притяжения станет Турция. И, наконец, в Восточной Европе наиболее развитой державой станет Польша. Таким образом, Япония, Турция и Польша на некоторое время станут тремя опорами, которыми США будут сдерживать Россию.
Однако, создав центры силы для решения проблемы с Россией, США к середине столетия обнаружат, что тем самым создали себе серьезнейших конкурентов. Вооруженное противостояние окажется наиболее вероятным выходом из ситуации – но боевые действия не окажутся столь кровопролитными, как в прошлом столетии, поскольку большей частью будут проходить на околоземной орбите. Итак, нам обещают звёздные войны, друзья! Наконец кто-то от политики заговорил об этом всерьёз. Пусть даже это тот самый человек, который прочит Польше статус супердержавы.