Чарльз Стросс написал очень интересный пост, в котором рассказал о новой форме фашизма, вытекающей из трансгуманистских идей - постгуманизме (это некорректный перевод слова overhumanism, смысл которого - "то, что после гуманизма"; проблема в том, что в русском языке слово "постгуманизм" уже имеет свой семантический смысл).
Вкратце, ситуация такова: трансгуманизм в этом столетии будет иметь значительный вес, поскольку, если не случится чего-то очень неприятного, в результате совместного развития биотехнологий, нанотехнологий и телекоммуникаций появится возможность радикального улучшения человеческого биологического вида. ... Отсюда вытекает очевидный логический вывод - раз мы получим возможность улучшения человека, то, определенно, одни люди станут существенно лучше, чем другие - причем объективно, а не умозрительно.Далеко не все трансгуманисты имеют добрые намерения. Некоторое время назад я побывал в Италии, родине модернизма и фашизма. Италия сейчас находится под влиянием мощной волны расизма и неофашизма, контролируемого расистскими медиа-магнатами, в руках которых почти полная монополия над масс-медиа. Неудивительно, что именно а Италии родился политический мем, о котором я не знал еще до прошлой недели: overhumanism.
Вся наша современная культура, основанная на так называемых "демократических ценностях" (как бы вы скептически не относились к этой фразе, нужно признать, что страны золотого миллиарда действительно придерживаются этих ценностей) опирается на фундаментальную аксиому: все люди одинаково ценны. Появление в результате стремительной техногенной эволюции сущностей, значительно превосходящих "человека 1.0" хотя бы по некоторым из параметров, приведет к переоценке ценностей и смене парадигм, на которых основаны понятия о "ценности" живых существо. Совершенно очевидно, что радикально-фашистская ветвь трансгуманизма будет иметь влияние, и будет пользоваться популярностью, возможно даже весьма существенной. На мой взгляд, потенциальная угроза технофашизма, связанная с неизбежным появлением "недолюдей", которые не сильно отличаются животных в глазах технологически улучшенных представителей "высшей расы", значительно серьезнее, чем мифические роботы-убийцы и злобный ИИ. Конечно, несколько обидно, что такое изначально позитивное технократическое течение, как трансгуманизм, столкнувшись с врожденным человеческим инстинктом деления на "наших" и "чужих", становится мрачной тенью технофашизма. Чарльз Стросс остроумно связывает провал идеалов трансгуманизма с провалом идеалов коммунизма в прошлом веке - как и трансгуманизм, коммунизм был красивой утопией, призванной реализовать мечту о всеобщем счастье; однако, столкнувшись с прагматичной реальностью и животной человеческой сущностью превратился в нечто, весьма далёкое от сказки - ведь, как вы помните, добрыми намерениями вымощена дорога в ад.
Ради справедливости стоит отметить, что overhumanism - вовсе не единственное течение трансгуманизма в Италии. Брюс Стерлинг отмечает у себя итальянские трансгуманистические организации, старающиеся отмежеваться от всего, что связано с технофашизмом.