воскресенье, 10 января 2010 г.

Научная фантастика и религия: противники или союзники?


Дискурс "наука против религии" многогранен, дремуч и усеян сломанными копьями, хотя бессмысленность самого противостояния, вроде бы, совершенно очевидна любому, кто имеет хотя бы некоторое представление о том, что такое вообще наука. В случае же с научной фантастикой не всё столь очевидно; если слово "научный" вроде как записывает НФ в стан противников религии, то слово "фантастика" заставляет задуматься, что в этом стане завелись предатели. Впрочем, во взаимоотношениях НФ и религии, как, и везде, практически, существуют как до наивного ортодоксальные мнения, так и вполне здравые и рациональные.

Начнем вот с этой статьи, в которой проведен быстрый суд и вынесен категоричный вердикт (что в целом вполне характерно для modus operandi людей с религиозным складом ума): "если вы верующий, то держитесь подальше от научной фантастики".
Научная фантастика увлекает читателя в странные миры, в которых нет места Богу. Ах да, вы можете встретить там "бога" или "силу", но это, определенно, не Бог в библейском смысле. Более того, практически все выдающиеся имена в научной фантастике - атеисты.
Далее идет перечисление замечательных людей, которых мы безумно любим: Карл Саган, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк и другие; к каждому из них заботливо приклеен атеистский ярлычок и заведено соответствующее дело. Обозначив цели, автор статьи делает вывод:
Научная фантастика тесно связано с эволюционным учением... НФ набрала популярность в конце 19-го и начале 20-го столетий как результат развития эволюционных взглядов, которые отрицают Всемогущего Создателя. Фактически, эволюция и есть научная фантастика. Будьте осторожны!

Какая прелесть, словом! Это прямо-таки хрестоматийный пример; неудивительно, что ссылка, попав на форумы Ричарда Докинза, стала причиной веселья местных резвящихся атеистов, что, в общем-то подтверждает мысль о том, что "научная фантастика" по своему духу и мировоззрению гораздо ближе к науке, чем к вымыслу. Однако, к счастью, деление на черное и белое, столь любимое ортодоксальными приверженцами того или иного взгляда на объективную реальность, далеко не исчерпывает весь спектр взаимоотношений веры и научной фантастики. К примеру, в этой замечательной статье на Tor.com Тереза Джасино рассуждает о своем культурно-религиозном фоне, анализирует некоторые крупные современные фантастические проекты с точки зрения вопросов веры и приходит к выводу:
Хорошая научная фантастика никогда не задается вопросом "есть ли Бог"? Вместо этого она поднимает вопросы наподобие "Что могло бы быть Богом? Как его можно определить? Можно ли назвать Богом расу инопланетных существ, способных наблюдать сквозь пространство и время и направлять нашу эволюцию? Почему людям вообще требуется определение Бога? Почему у людей возникает потребность благодарить нечто, что они не могут видеть и ощущать?" Для меня именно эти вопросы являются самыми важными, и они же - самыми интересными.
Здесь, в этой статье, на мой взгляд, затронута еще одна интересная тема: противостояние веры и религии, интеллектуального процесса поиска Бога и догматичных установок относительно того, что есть Бог и как правильно его ублажать. Согласно статье, НФ выступает в качестве механизма, посредством которого ум пытается найти баланс между рациональным и непознанным в картине мира. В сущности, поиск Бога (в метафизическом или вполне практическом смысле) мог бы сам по себе стать увлекательным научно-фантастическим сюжетом - если, конечно, отказаться от всех этих омерзительных стереотипов и ритуалов, что обычно именуются "религиозные догматы".

Великолепный пост Иэна Сэйлза "Научная фантастика: последний бастион рационального?". Автор рассуждает о том, что в современном мире, характеризующимся общим упадком интереса к науке, деградацией образования и интеллектуального ценза, научная фантастика остается, возможно, одним из немногих оплотов рационального, материалистичного подхода к познанию мира.
Даже оптимистичная фантастика, описывающая “дороги в прекрасное завтра”, признает, что в современном мире существуют проблемы, которые требуют решений. Это вынуждает нас не избегать проблем, а решать их, и с этой целью исследовать мир, не полагаясь на двухтысячелетнюю сказку... Меня пугает мысль о целом поколении, полагающем необходимость существования Бога, только потому, что все эти люди не могут представить никакого другого путь развития человечества.
Вообще, надо сказать, мне очень близко именно это мнение. Наш мир непрерывно усложняется; современный человек уже физически не способен составить в голове полную, доскональную картину мира из-за колоссального объема знаний, накопленных человечеством. А незнание рождает страх и неуверенность перед непонятным, страх же и неуверенность - это и есть религия. Таким образом в дальнейшем число лжеученых, мошенников, креационистов, просто религиозных фанатиков - словом, всех тех, кто паразитирует на человеческом незнании и неуверенности - будет только расти. В этой ситуации научная фантастика могла бы выполнять две роли: популяризация знания, просвещения, прогресса с одной стороны, а с другой - сглаживание эффекта футуршока, устранения страха перед быстрыми переменами и непредсказуемостью даже недалекого будущего. Более того, даже простое обсуждение идей НФ (зачастую спорных и противоречивых) очень необходимо - потому что в некоторых случаях споры полезнее, чем окончательные решения. Наверное, именно в этом и состоит главное и принципиальное отличие научной фантастики от религии: первая заставляет спорить и думать, вторая - принимать на веру и подчиняться.