Главный редактор журнала Wired Крис Андерсон рассуждает о том, как повлияет на цивилизацию появление фабрикаторов и как open-source-идеология может быть применена к производству объектов материального мира.
Прошедшее десятилетие характеризовалось появлением и внедрением новых социальных моделей в Сети. В наступающем десятилетии всё то новое, что возникло в виртуальном пространстве, будет перенесено в реальный мир. Цивилизация стоит на пороге новой промышленной революции: как контент, создаваемый самими пользователями, полностью изменил облик Сети, точно так же и вещи, создаваемые самим потребителем, полностью изменят реальный мир. Промышленное производство в потребительской сфере начнет перемещаться из ведения корпораций и правительств в руки обычных людей.
Всё разнообразие инструментов промышленного производства, начиная от сборки цифровой модели и заканчивая трехмерной печатью, сейчас уже доступно любому желающему. Кто угодно, обладая идеей и некоторым опытом, может привести в движение сборочные линии в Китае буквально парой нажатий клавиш. Спустя пару дней прототип будет уже дома у заказчика. А тот, проведя полную проверку экспериментального образца, еще несколькими щелчками мыши запустит серийное производство - сотни, тысячи экземпляров. Именно так будут функционировать микропроизводства, способные разрабатывать и продавать товары без всякой инфраструктуры и оборудования; сборкой и доставкой товаров займутся подрядчики, обслуживающие одновременно сотни подобных производителей.
Что ж, мы тут имеем дальнейшее развитие идей, которые легли в основу книги Андерсона "The Long Tail: Why the Future of Business Is Selling Less of More" (у нас издана под названием "Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса"), которая, если вкратце, о том, что нишевые и узкоспециализированные товары и услуги зачастую продавцу выгоднее, чем мэйнстрим. Книга была встречена обществом со скептическим интересом, как обычно и встречают все идеи, которые кажутся очевидной чушью: ведь жизненный опыт большинства людей подсказывает, что подобные идеи чушью и оказываются. Далее последовала брошюра "Free!", которая наткнулась на ещё большее недоумение - в ней автор убеждал, что, в конечном итоге, выгодно не продавать, а отдавать за так. Но то касалось сетевых бизнесов; теперь же Андерсон штурмует оффлайн. Судя по всему, в ближайшее время имеет смысл ожидать новой его работы, которая будет представлять собой перевод романа "Makers" Кори Доктороу с художественного языка на язык инвесторов и бизнес-инкубаторов.
И, возможно, именно эта новая книга полностью докажет, что за яркими идеями-лозунгами Андерсона о перевороте в промышленности стоит лишь журналистский эпатаж, но никак не экономический расчет. С одной стороны, действительно, можно представить, что в обозримом будущем станет очень много инженерного аутсорсинга - крошечных конструкторских бюро, занимающихся разработкой небольших партий узкоспециализированных товаров. Но с другой стороны, странно, что автор, похоже, всерьез рассматривает Китай как всемирный завод по изготовлению чего угодно - трогательная мысль о том, что при этом нужны будут лишь американские чертежи и модели, вызывает улыбку. И уж совсем как-то весело становится от мысли о кухарках (тех самых, в руки которых уже пытались всучить государство), управляющих промышленным производством.
Словом, оригинальная и увлекательная идея из романа Доктороу, которая очень уместно смотрится в научной фантастике, при переносе на современные реалии выглядит, мягко говоря, бледно. И если в каком-то частном случае (в одном из тех, о которых рассказывает Андерсон в начале статьи) можно говорить о свежем веянии в производстве, то называть это прорывом и революцией, которая за 10 лет полностью изменит промышленность - абсурд. Хотя, знаете, на мой взгляд, ничто так не выдает оторванность человека от реального мира, как восхищение либеральной утопией.