воскресенье, 31 января 2010 г.

Телевизионный фильм "Threads"

Жуткий и безысходный фильм о ядерном апокалипсисе, который производит сильнейшее впечатление.

Обычные люди, крошечные существа в гигантском муравейнике цивилизации, занимаются своими повседневными делами - женятся, рожают детей, работают, сидят с друзьями в пабе, обустраивают жильё. Все они объединены между собой бесчисленными ниточками, на которых и держится наше сложнейшее социальное устройство - семейные, профессиональные, дружеские связи. Мы редко задумываемся о том, насколько они хрупки. Нам кажется, что "цивилизованность" человека - это его врожденное, естественное свойство. Но как только чудовищный катаклизм разом разрывает все социальные нити, маски "цивилизованности" моментально слетают с людей, превращая их в забитых горем и ужасом животных.

На фоне повседневной деятельности людей тревожные выпуски новостей сообщают, что обстановка в мире становится напряженнее час от часу - советские танки на Ближнем Востоке, в заливе потоплена американская субмарина. Постепенно новости вытесняются непрерывными инструктажами по мерам гражданской обороны. Приближается самый, наверное, напряженный эпизод в фильме - ожидание горожанами атомной бомбардировки. После обмена ударами между сверхдержавами в Северном Иране трансляции новостей заканчиваются. Что происходит в большом мире - неизвестно. По радио и телевидению передаются лишь призывы сохранять спокойствие. С близлежащего аэродрома НАТО взлетают бомбардировщики. Постоянное напряжение - когда? Или всё-таки обойдется? Но нет. Ослепительная вспышка света превращает Шеффилд в огненный ад.

И всё - ниточки цивилизации моментально рвутся. Всё, на чем основано современное общество, рассыпается в прах прямо за ударной волной. Люди в одночасье превращаются в обезумевшее от боли и ужаса стадо. Мародерство, убийства, ежесекундная борьба за выживание. Никаких шансов, никакой надежды, никакой перспективы, только вырождение и деградация. За десять лет с момента ядерного удара бывшая цветущая страна полностью погружается в новое средневековье. А последние кадры, конечно же, добивают совсем, окончательно.

Фильм очень низкобюджетный - настолько, что вместо крупных планов разрушенного города используются статичные фотографии времен Второй Мировой. Сравнивать с глянцевым развесёлым апокалипсисом в стиле Эммериха тут, конечно, нет никакого смысла. Но, с другой стороны, нет смысла сопоставлять голливудские блокбастеры и "Нити" по реалистичности: насколько глупой одноразовой чушью представляются первые, настолько же жизненными, яркими и достоверными кажутся сюжет и персонажи фильма BBC.

Мощнейшее по своей эмоциональный силе произведение, настоящая жемчужина мирового кинематографа, которая без спецэффектов и пафоса, с холодной обреченной монотонностью показывает все ужасы постъядерного мира.

Кстати, в февральском номере "Популярной Механики" опубликована отличная статья, посвященная будущей войне между Китаем и Россией. В ней сравниваются (численно и технологически) вооруженные силы государств, а также, с одной стороны - темпы роста и нехватка ресурсов в Китае, а с другой - деградация и избыток ресурсов в России. Нет смысла пояснять, насколько факты печальны; просто я это к тому, что наивно и рано считать "Нити" артефактом из навсегда ушедшего прошлого.