Привет. Сейчас, разумеется, все вокруг очень много говорят о новом романе Уильяма Гибсона, который в печатном виде выходит завтра (цифровая версия продается со 2-го сентября). Автор дает множество интервью, рецензиями переполнены блоги и сообщества. В связи с этим, мне кажется, будет уместно начать осенний период здесь у себя с некоего небольшого обзора всяких интересных событий, так или иначе связанных с романом "Zero History".
Вкратце, о самом романе. В отличие от прошлых гибсоновских трилогий "Sprawl" и "Bridge", трилогия Хьюберта Бигэнда (или, пожалуй, трилогия "Blue Ant" - условно её вполне можно назвать так) не является научно-фантастическим произведением. Напротив, это неформальный и весьма своеобразный срез современной реальности, со всеми её клише, мемами и шаблонами, трэндами и яркими общественными явлениями. С предыдущими двумя книгами "Zero History" связывают Холлис и Милгрим - а также, разумеется, сам Бигэнд, этот исключительно харизматичный и целеустремленный персонаж, движущая сила всех трех романов. В отличие от "Spook Country", где больше внимания уделялось Холлис, в последнем романе основным действующим лицом, на котором акцентировано внимание автора, становится Милгрим. Воспользовавшись предложением Хьюберта, он проходит высокотехнологичную процедуру очистки крови, избавляясь от своей наркозависимости. В сущности, название "Zero History" в этом контексте и обретает смысл "начать с нуля", так же как и Милгрим, разрывая со своим мрачным прошлым, фактически, начинает жизнь заново. Ведь "побочным эффектом" его социальной отчужденности стала полная прозрачность для общества: у него нет ни кредитки, не телефона, о нем не знают в полиции, он - призрак, его не существует. Вообще в целом сюжет больше похож на "Pattern Recognition" - как и в первом романе трилогии, Хьюберт Бигенд нанимает главных героев, чтобы с их помощью разобраться с источником происхождения яркого и необычного медиа-явления. Но если в первой книге таковым являются видеоролики, то в последней - линия модной одежды.
Вообще, в целом, если почитать рецензии последних дней, то вполне отчетливо можно почувствовать предсказуемый подтекст "уже не тот" - как будто все ожидали, что Гибсон в 2010-м году внезапно вернется к пресловутым ковбоям киберпространства. Поль ди Филиппо в своей рецензии отмечает окончательный отход писателя от своего раннего фирменного стиля техно-нуара (за который его многие и обожали). Более того, по его мнению, вся трилогия "Blue Ant" больше похожа на попкорн-триллер в стиле "Ангелов Чарли", где могущественный и таинственный босс отправляет коварных женщин выполнять свои опасные поручения - достаточно образное, на мой взгляд, сравнение, если обращать внимание исключительно на сюжет. Но таково лишь поверхностное впечатление; в действительности, как пишет Поль ди Филиппо, внимательный читатель обнаружит все те же стилистические приемы, знакомые любителям раннего Гибсона. С другой стороны, отчетливо сказывается жизненный и художественный опыт писателя - проза стала мягче, повествование - более плавным.
Впрочем, сам Гибсон как раз без обиняков заявляет, что неспособен работать в рамках одного жанра. В интервью Viceland Today он говорит:
Иногда мне искренне жаль какого-нибудь парня в аэропорту Атланты, который купил в рейс одну из моих книг, когда ему нужно было что-то наподобие Тома Клэнси. Он летит на другой конец планеты и все, что ему остается - читать эту мою безумную чушь про дизайнерские синие джинсы.
В целом получилось достаточно любопытное интервью, в котором очень, очень много маркетинга, брэндинга и рекламы. И, знаете, это вовсе не те вещи, которые можно было ожидать от беседы с научно-фантастическим писателем - но сегодняшнего "contemporary fiction"-Гибсона на полку с ярлычком "sci-fi" ставят разве что по инерции. Писатель рассуждает об идее "тайных брэндов", которая легла в основу "Zero History" - антагонистов "luxury"-брэндам в силу своего "партизанского" маркетинга. Ощущение эксклюзивности, которое призваны давать продавцы роскоши, в современном мире нивелировано денежным цензом. Поскольку порог вхождения в последнее время непрерывно снижался, то и ценность обладания модными вещами стремилась к нулю. "Тайные брэнды" стали свежим глотком для ищущих эксклюзива, поскольку ценз осуществляется не денежный, а информационный: невозможно купить то, о чем не знаешь. Помимо всего этого маркетингового кошмара, писатель, например, рассказывает, что изначально он не собирался отводить Хьюберту Бигэнду сколь-нибудь существенную роль. Он должен был появиться в первом томе трилогии, вручить Кейс Поллард кредитку и поручить ей некое эзотерическое задание. Однако герой перерос свои изначальные рамки. Постепенно расширяясь и заполняя собой сюжет, он со временем перетянул на себя все движущие нити романа.
Кроме этого интервью, которое напрямую связано с новым романом, Гибсона на гребне волны отлавливают другие крупные издания с целью потрепаться за жизнь. Недавно писатель опубликовал статью для The New York Times (по-русски здесь, via kyrill_r), в которой высказал кое-какие мысли относительно недавнего нашумевшего интервью Эрика Шмидта. Очень приятно читается, к слову - никакого налета технофобии или хотя бы консерватизма немолодого уже человека; здравое, хотя и не бесспорное мнение.
Наконец, ссылка на пресловутый трейлер книги. Этот ролик, по-моему, видели уже абсолютно все любители фантастики, но для полноты картины он здесь будет вполне уместен.
Что касается меня лично, то я для себя принял решение касательно этой книги достаточно давно, еще во времена первых анонсов - в ближайшее время я знакомиться с ней не намерен, и, более того, дождусь, пожалуй, её издания в России. Какой-то срочной необходимости приобщиться к новому детективу я не испытываю, да и интереса особого он не вызывает. Уж лучше наконец-то приняться за "Windup Girl" Бачигалупи. Или за "City & City" Мьевилля - раз уж речь о детективах. Или за что-то другое из топа Hugo Awards этого года.
Да, друзья, я еще хотел напомнить, что у меня в Buzz-микроблоге иногда появляются кое-какие ссылки и новости. Поскольку "стабильность и постоянство" - это слова, которые хуже всего подходят моему блогу, вы можете заглядывать в Buzz в те времена, когда кажется, что здесь всё умерло и плесенью поросло.