Спустя несколько месяцев после того, как во всеуслышание было объявлено о трансмедиа-проекте Нила Стивенсона "The Mongoliad" виновник беспокойства явился миру - не сказать, что особо помпезно, но, определенно, с достоинством. Собственно, вот он. Запуск проекта произошел месяц назад. Одновременно с выпуском "The Mongoliad" Нил Стивенсон, Грег Бир и другие авторы заявили о создании команды Subutai Corporation (возглавляет её сам Стивенсон), которая будет нести миру счастье в виде развлекательных трансмедиа-проектов, и The Mongoliad - первый из них.
Итак, The Mongoliad - это сериал, где вместо глав - мыльнооперные "сезоны". Сложно назвать такой ход свежим и необычным, поскольку еще полтора столетия назад светоч русской словесности публиковал "Анну Каренину" в "Русском вестнике" именно таким же образом - по частям. Основных отличий от литературы эпохи классика два: во-первых, страницы пухлого литературного журнала уступили место приложению для iOS / Android, а во-вторых, повествование дополнено медиа-контентом. Опциональным.
Действие произведения происходит в 1241 году, в мире с историей, похожей на нашу, но не полностью совпадающей. Это время, когда Европа пребывает в ужасе перед лавинообразным продвижением на запад монголо-татарской орды, смявшей на своем пути не одну армию и разорившей сотни славянских поселений. Однако в это время умирает хан Угэдэй, и победоносное войско с востока, вместо того, чтобы продолжить движение и, в итоге, сокрушив европейскую цивилизацию, омыть сапоги в атлантическом океане, возвращается домой, чтобы уже никогда не вернуться. Монголам противостоит небольшая группа отважных бойцов, самого разного фасона и умений. На стыке этих событий и развивается сюжет сериала.
Наверное, это короткое описание звучит не очень-то вдохновляюще. Ну правда, сама история мне не кажется чересчур интересной, но The Mongoliad притягивает внимание не столько литературной составляющей, сколько "пост-литературной" (хотя да, за приставку "пост-" где попало пора бы уже отрывать руки). Ключевой момент заключается в том, что нарратив сопровождает дополнительный контент - видеоклипы, изображения, музыка. При этом сервис ненавязчив: если вы хотите читать книгу, вы просто читаете книгу. Но если вам понадобится что-то большее, все дополнительные ресурсы окажутся тут же, буквально под пальцами. Вот это "большее", насколько я понимаю, не просто свистелки и перделки для красоты. Видеоролики, например, дополнительно раскрывают сюжет, а изображения помогают разобраться в некоторых неочевидных моментах, например, амуниции воинов иди плане дворца.
Следующий весьма необычный и характерный момент - это окончательная победа проекта над автором. Ни в одной из серий сезона нет сведений, кто же, собственно, создал данный кусок текста. Вообще эта тенденция к авторской безликости, потери индивидуальности прослеживалась достаточно давно, и в The Mongoliad она доведена до абсолюта. Я могу предположить, например, что Стивенсон является лишь идеологом сериала, его лицом и брэндом, этаким Линусом Торвальдсом от литературы. В действительности, быть может, как и ядро Linux создают сотни менее известных кодеров, так и серии The Mongoliad пишут безвестные литературные негры. Аналогия, наверное, корявая, но, думаю, вы поняли суть. Но не это печально - ведь, в конце концов, можно быть уверенным, что сам текст окажется вполне высокого качества. Жалко выглядит сама по себе постановка литературы на серийное производство, на штамповку. Неудивительно - ведь она по всем параметрам выгоднее ручной работы одиночки-мастера.
Разумеется, поколение Facebook не могло оставить за бортом социальную мишуру. Времена, когда мы читали книгу в одиночку, прошли (ну, если не принимать во внимание общественный транспорт, где вместе с вами, отчаянно кося глазом, книжку читают все окружающие). Теперь вы читаете одновременно со всем миром, и фанфик становится неотъемлемой составляющей художественного произведения. Читатели могут комментировать фрагменты текста. Существует система голосования, известная по платформам типа Digg или Reddit. Чтение интерактивно - и это создает странное ощущение, как будто вы открываете книгу, а она вся испещрена пометками на полях, подчеркиваниями и выделениями, при этом весь этот пользовательский пласт постоянно дышит и меняется. Словом, статичная книга и The Mongoliad - это весьма дальние родственники.
Наконец, The Mongoliad - это принципиально новый подход к самому процессу чтения, на что ориентируются и сами разработчики. Ведь раньше как - камин, плед, кресло-качалка и увесистый томик, ну, вы понимаете. Потом - карманный формат: чтение перед сном, в дороге, в очереди. И, наконец, формат смартфона: глотание на бегу, отрывочками, кусочками, перемежаемое смсками, твитами и постоянными срывами контекста. Прелесть произведения в том, что оно всегда под рукой, но, кроме того, и в том, что отдельные его кусочки проще потреблять и переваривать. Люди не стали читать меньше в целом - но они стали читать меньше печатных книг. И конечно, в нашу удивительную эпоху, когда рушатся традиционные медиа, писатели и издатели, готовые предоставить им замену, получают неоспоримый козырь.
А вообще, знаете, настоящая пост-литература - это рассказ, который великолепный Майкл Суэнвик на днях написал на осенних листьях. Буквально. Этому рассказу не нужны ни бумага, ни батарейки. Читатели ему, правда, тоже особо ни к чему, а вот восторженные зрители - весьма кстати. И это, похоже, самое главное, что происходит с литературой в наше время.