На OpenSpace неплохая рецензия Марии Галиной на очередную книгу АСТ-овской серии "Сны разума" - "Эйфельхайм: город-призрак" Майкла Флинна. Оригинальное произведение вышло в 2006 году на Tor Books и стало полноценным развитием одноименной короткой новеллы Флинна 1986 года. "Город-призрак" - это уже самодеятельность местных издателей, как обычно, совершенно неуместная. Ну да ладно. Я вообще не собирался об этой книге что-то писать. На мой взгляд, "Эйфельхайм" - прекрасный представитель хорошей, добротной и вполне интересной фантастической литературы, но она, в общем-то, не в моем вкусе любителя научной фантастики. Мне не очень интересным показался пасторальный антураж средневековой феодальной деревни, скучными (хотя и, безусловно, уместными) длинные религиозные диалоги священников и прихожан и, самое главное, чудовищно неправдоподобными - инопланетяне с транспортного средства, потерпевшего аварию в лесу неподалеку от деревни.
В упомянутой рецензии автор остроумно сравнивает пришельцев из "Ложной слепоты" Уоттса с пришельцами из "Эйфельхайма" как полных, абсолютных противоположностей: если первые обладают совершенно чуждым мышлением и физиологией, то вторые настолько свойские, насколько европейцу таковыми кажутся азиаты и негры: подумаешь, цвет кожи другой. Также и у Флинна - инопланетяне, прошедшие сквозь тоннель в измерениях, отличаются от людей лишь внешне, да и незначительными особенностями социальной струкутры, которые никакого влияния на повествование не имеют. Напоминают, знаете, представителей инопланетных рас из "Вавилона 5" или "Star Trek" - людей, натянувших на себя безвкусные резиновые маски. У них практически такая же биохимия, как и у людей, за счет чего они дышат одним воздухом с нами и питаются одной и той же пищей (при этом вводная о медленном умирании из-за нехватки одного вида белка выглядит притянутой за уши). У них такие же когнитивные процессы, как у средневековых людей, благодаря чему инопланетяне нашли общий язык со священником практически сразу же, со скидкой на некоторую научную и техническую безграмотность последнего. Ну а история с тем, как несколько пришельцев приняли христианство - это нечто вообще запредельное. В общем, очень скучные инопланетяне.
Вообще-то я придираюсь, потому что у книги есть другие, вполне конкретные достоинства, и, пожалуй, главное среди них - это познавательная ценность. Например, можно узнать, что суды священной инквизиции были зачастую гораздо гуманнее, чем общественные, и осужденные целенаправленно добивались, чтоб их судила Церковь. Или прочитать о диспуте Уильяма Оккама, в котором он с помощью своей знаменитой "бритвы" рационалиста доказывает, что Вселенная вращается вокруг Земли, которая стоит на месте. В целом, это действительно неплохой роман, который, скорее, проходит по части историй о "попаданцах" в прошедшие эпохи, поскольку инопланетян можно без особого влияния на сюжет заменить, скажем, экипажем современного пассажирского лайнера. В этой категории он выглядит бесспорным и однозначным шедевром. По части же научной фантастики здесь, на мой взгляд, дела обстоят несколько бледновато.