вторник, 12 октября 2010 г.

Живой город PlanIT Valley

Хелен Найт в New Scientist рассказывает об ультрасовременном проекте эко-города PlanIT Valley, который инженеры, ученые и дизайнеры Португалии готовятся воплотить к 2015 году. Как замечает автор, практически все современные мегаполисы напоминают ненасытных чудовищ, пожирающих примерно 75% мировых ресурсов. Наконец, настало время появиться первым белым и пушистым городам. Проекты разнообразных эко-городов последнее время плодятся, как грибы после дождя. Подавляющая часть из них, к сожалению, представляет собой лишь плод буйного дизайнерского воображения, которая имеет очень мало общего с реальной жизнью. Действительно серьезных инженерно-технических проектов не так уж много, и PlanIT Valley - один из них. Наверное, незачем подробно рассказывать об основных концепциях "живых городов". Они понятны даже интуитивно: строгий экологический баланс, энергетика, основанная на возобновляемых источниках, переработка и сбережение. Тем более, что основная изюминка проекта - не столько экологичность, сколько наличие централизованной системы управления. И вот тут начинается самое интересное.

В основе города - своеобразный мозг, мощная цифровая система, которая собирает данные городской нервной системы из тысяч датчиков и сенсоров (оценочно порядка 5 петабайт в сутки). Эти данные поступают от энергоустановок, водных, тепловых и канализационных сетей, а также от городского транспорта. Посредством полученной информации искусственный мозг контролирует все аспекты городской жизнедеятельности. Например, если в хранилище одного из домов заканчивается вода, система автоматически перекачает её оттуда, где есть избыток. Более того, мозг изучает прогнозы погоды, чтобы рассчитать нагрузку на энергосети: понятно, что, например, в пасмурные дни фотоэлементы не смогут выработать необходимое количество энергии. Для снижения вычислительной нагрузки основной центр может переносить часть расчётов на цифровые узлы уровня отдельного дома. Мозг также управляет системами переработки отходов - проводя аналогию с организмом человека, почками, а также "глазами и ушами" - облаком камер наружного наблюдения. Собственно, всё вместе это и есть урбанистический метаболизм, со слов Стивена Льюиса, исполнительного директора Living PlanIT. В этом смысле город на самом деле похож на живое существо, если вы взглянете на урбанистическую жизнедеятельность с достаточно высокого уровня абстракции. 

В действительности, такое огромное количество датчиков, конечно, стоит немалых денег, но в среднесрочной перспективе они вполне окупятся за счет существенно выросшей эффективности городского управления. Вообще, "эффективность" - это ключевое слово. Посмотрите, они даже дома проектируют так, чтобы они все вместе образовывали гексагональную решетку - самую компактную форму упаковки в двумерном пространстве. Больше беспокоит другая проблема: общая сложность системы, которую еще можно побороть на уровне нескольких сотен жилищ, но на масштабах городов-миллионников она кажется непреодолимой. Возможно, как раз одни из первых ИИ, разработанных человеком, появятся как раз в сфере оптимального управления крупным массивом жилищ. Хотя, если подходить к задаче скептически, то начинать рассмотрение проблем всегда надо с потенциальных жителей. Мы можем воздвигнуть красивейший город, напичканный самым передовым хайтеком, но как только туда заявятся жить люди, как наша утопия и накроется медным тазом. Ведь понятно, что мы  сами - это  и есть главное и непроходимое препятствие на пути к прекрасному будущему.

А кстати, что же делать со старинными мегаполисами, этими душными муравейниками, сгибающимися под тяжестью столетнего архитектурного бесчинства? Кое-какие разработки из PlanIT Valley, с некоторыми модификациями, окажутся весьма кстати и там, но, знаете, повседневная практика жизни в мегаполисе подсказывает только один выход. Kill it with fire.