пятница, 12 ноября 2010 г.

Самая главная технология будущего?

Как-то на днях Джорджа Дворски, известного футуриста и трансгуманиста, спросили о том, какая, на его взгляд, технология станет самой-самой значимой, самой важной в ближайшие 20 лет. И вот что он, примерно, сказал:
Этой технологией станет интерфейс, который сотрет пропасть между человеческим мозгом и Сетью. Через двадцать лет взаимодействие людей и интернета будет настолько прозрачным и естественным, что Сеть можно будет рассматривать как некий орган, часть организма, размещенный вне тела человека. Следствием этого взаимодействия станет повсеместный мгновенный доступ к любым знаниям и "техлепатия" (техническая телепатия).
Техлепатия, так-то. Самое прекрасное, что во всем этом нет этакого, знаете, придурковатого очарования технократической сказки a-la "проводок в разъем на затылке". До настоящих нейроинтерфейсов нам еще неимоверно далеко. Все гораздо проще: посмотрите, сколько вокруг новых перспективных высокотехнологичных интерфейсов взаимодействия с Сетью, начиная от уже вполне привычной дополненной реальности и заканчивая совершенно завораживающими и уже вполне работоспособными способами взаимодействия с виртуальными объектами за счет сканирования электромагнитной активности мозга. Это уже не говоря о совсем обыденных сейчас вещах, таких как тактильное, сенсорное управление и управление жестами (посмотрим еще, насколько хорош окажется Kinect). В общем-то, действительно, если уж не "техлепатия", то постоянное, круглосуточное сетевое присутствие, которое реализуется с помощью самых разнообразных человеко-машинных интерфейсов - это вполне реалистичная картина уже совсем недалекого будущего.

Именно в этом проявляются очертания одной из наиболее интересных современных научно-фантастических идей - hivemind, "разумного улья", коллективного разума планетарного масштаба. Прелесть её заключается в том, что нам, в общем-то, и не нужен Святой Грааль современной НФ - искусственный интеллект человеческого уровня. Не нужно детально, до каждого нейрона разбираться в структуре мозга, а потом пытаться реализовать всё это самостоятельно в неорганике - сизифов труд! Не нужны разумные, чрезвычайно общительные и эмоциональные компьютеры и не нужны постсингулярные сверхинтеллекты, щелкающие вопросы жизни, Вселенной и всего такого как орешки. Точнее, они нужны, но пусть они так и останутся красивой сказкой, вдохновлявшей прошлые поколения, как это было раньше с полетами к звёздам. Мы, все вместе, сами станем сверхразумом. В полном соответствии с современными эволюционными представлениями, с концепцией суперэволюции, человечество, объединенное вот этим общим коммуникационным органом чувств, о котором пишет Дворски, совершит качественный скачок и породит новый уровень сложности, который будет существенно превосходить сложность мозга, доставшегося нам еще с эпохи палеолита. Возможно, именно настоящий коллективный сверхразум и станет той самой пресловутой сингулярностью, о необходимости которой так долго говорили трансгуманисты - в том смысле, что все ждали искусственный интеллект, а вместо этого прогресс, как это обычно и бывает, свернул в сторону, возник "черный лебедь" и все оказалось совсем не так, как мерещилось десятилетие назад.

Правда, пока я это писал, вспомнил известное эмпирическое утверждение о том, что суммарный интеллект толпы всегда равен интеллекту наиболее недалёкого её представителя. Это смущает: возможно, наш суммарный планетарный интеллект способен будет лишь на пивко, футбол и поразмножаться - то есть, в целом, недалеко уйдет от современной Сети. Здесь-то как раз и открывается простор для фантазии не технологической, но социальной - а ведь именно этим характеризуется по-настоящему хорошая НФ. Потеряет ли индивидуальность человек-нейрон, клеточка глобального мозга? Какие силы будут принимать решения в условиях, когда все знают всё? Как скрывать информацию, если она распространяется моментально? Очень интересно всё это.