Идея загрузки сознания в цифровую машину - краеугольный камень современного трансгуманизма. С загрузкой сознания связан такой забавный и достаточно любопытный, я не знаю, миф, что ли - об оцифровке сознания в контексте трансгуманистской риторики говорят, как правило, как о почти свершившемся факте. Ну ладно, не совсем свершившемся, но уже вот-вот на подходе, дело десятилетия-другого, понятно же. Совсем скоро, дескать, люди обретут бессмертие, потому как станут нестареющими наборами нулей и единиц. Сеть пестрит многостраничными обсуждениями таких, безусловно, насущных явлений, как сексуальные увлечения оцифрованных разумов. Один сумрачный гений местного разлива с завидным упорством даже развивает научное направление, целиком высосанное из пальца, под названием "сеттлеретика" - наука о переселении разума в компьютер. Ну, поскольку я последнее время как-то болезненно воспринимаю трансгуманизм головного мозга, то, думаю, уместно будет сказать несколько слов по поводу этой затеи, весьма захватывающей в плане научной фантастики, но совершенно тухлой в научном смысле.
Вот очень адекватный пост, в котором доходчиво объяснено, почему, собственно, всё это веселье с оцифровкой разума не выдерживает никакой строгой критики. В сущности, ссылка на него уже была в комментарии здесь, но пост Тимоти Ли действительно настолько хорош, что хочется обратить на него внимание еще раз.
Ученые пытаются моделировать глобальный климат уже несколько десятилетий, но всё это колоссальное ускорение, которое произошло в вычислительной технике за последние 20 лет, привело лишь к скромному улучшению качества прогнозов погоды. Причина в том, что естественные, природные системы гораздо, гораздо сложнее, чем наши самые мощные компьютеры. То же самое можно сказать про человеческий мозг. В мозгу порядка 100 миллиардов нейронов. Если бы каждый нейрон был, с точки зрения математики, достаточно простой конструкцией, то действительно, можно было бы вообразить появление через 10 или 20 лет компьютеров настолько мощных, что они будут способны полностью моделировать все нейроны и все связи между ними. Но ведь каждый нейрон и сам по себе - сложнейшая биологическая система. И я не вижу поводов предполагать, что мы когда-либо сведем эту систему к математически описываемой модели (как мы не можем к такой модели привести глобальный климат вот уже полвека).
От себя добавлю, что не только отдельный нейрон является сложной структурой, но и связи между нейронами представляют собой сложнейшие явления. Они изменяются динамически, причем закономерности, согласно которым происходят эти изменения, сейчас даже в самых общих чертах известны весьма смутно. Да чего уж нейроны. Есть тысячи вопросов, связанных с работой мозга, и без ответов на каждый из них бессмысленно говорить о какой-либо полноценной имитации его работы. Например, как описать механизм работы сознания и рефлексии? Связана ли постоянная, долговременная память с сознанием и какую роль в этом играет гиппокамп? Как влияет непрерывное изменение синаптических связей в мозгу на долговременную память? В чем причина разделения функциональности между областями коры головного мозга? В какой форме передаются сигналы по нервным волокнам и через синаптические щели? К слову, не так давно именно эти вопросы я задал упомянутому выше пророку переселения разума в машину. В ответ мне была названа сумма, после расставания с которой я смогу получить ответы на все интересующие вопросы. А то бесплатно - ишь, хитрый какой. Глупо и смешно, особенно учитывая то, что ответ на любой из этих вопросов - это гарантированная Нобелевская премия.
Словом, основная проблема с загрузкой в том, что трансгуманисты рассматривают мозг как компьютер буквально, вплоть до аналогии "нейрон = транзистор". Неудивительно, что они молятся на Закон Мура, согласно которому число транзисторов на чипе спустя некоторое время достигнет сакральной цифры в 100 миллиардов штук. Вот тогда-то, дескать, и настанет сингулярность, и дружно, взявшись за руки, зашагаем мы внутрь машины. Но нейрон - это не транзистор. Это не ячейка "есть заряд / нет заряда". Это сложнейшая динамическая система, и совокупность из миллиардов таких систем формирует мозг. И, проводя дальнейшую аналогию с климатом, говорить сейчас, что к 2030-му появится возможность оцифровывать мозг, это то же самое, что в 1980-м утверждать, что спустя тридцать лет появится возможность полностью управлять погодой. Ведь мы же знаем, почему дует ветер, и откуда берутся облака, а остальное посчитаем на компьютере, они же станут такими мощными через 30 лет!