четверг, 3 марта 2011 г.

Мертвая петля Голливуда

Хорошая статья от GQ, в которой достаточно подробно и разумно объясняется, почему современный Голливуд попал в мертвую петлю из повторов, ремейков, сиквелов и приквелов, и почему каждое свежее дуновение воспринимается продюсерами с ужасом.
Давайте взглянем, что у нас в голливудском киноменю в этом году. Четыре адаптации комиксов. Один приквел к адаптации комиксов. Одно продолжение продолжения фильма, основанного на игрушках. Еще продолжение продолжения сиквела фильма, основанного на парковом аттракционе. Приквел к римейку. Два сиквела мультфильмов. Сиквел комедии. Адаптация детской книги. Адаптация мультфильма, идущего утром по субботам. Продолжение с цифрой 4 в названии. Два продолжения с цифрой 5 в названии. Одно продолжение, которое, если бы использовало нумерацию серий, носило бы номер 7 с половиной.
В конце абзаца есть сноска, в которой указаны, какие конкретно фильмы имеются в виду. Невесело, словом, и, я уверен, вы заметили эту тенденцию еще года два-три назад, когда на каждый свежий выскобюджетный фильм стало выходить по два-три "плагиатных", так сказать. Сейчас дела еще хуже. Но почему так?

Наиболее очевидная причина - сугубо экономическая. С тех пор, как бюджеты блокбастеров перевалили за среднюю отметку в 50 млн долларов, студии-производители попросту боятся браться за дорогущие кинопроекты, которые не имеют за собой триумфальной истории кассовых сборов. Для того, чтобы вам доверили съемку картины с zero history, с чистого, необкатанного в тысячах кинотеатрах сюжета, необходимо быть Кэмероном или Ноланом - и даже в этом случае скепсис критиков, и, что важнее, финансистов вам обеспечен.

Экономическая причина имеет свою оборотную строну - намного более зловещую. Голливудское кино, то есть индустрия визуальных развлечений, идет точно по тому же пути, что и индустрия вполне материальных потребительских товаров. Точно так же, как и в случае с товарами, в мире кино продается не развлечение, а брэнд. В сущности, все современное высокобюджетное кино - это брэнды. "Трансформеры" - брэнд. "Гарри Поттер" - брэнд. X-Men, Batman, Madagascar - всё это брэнды медиа-индустрии. Соответственно, как и для любого явления, связанного с экономикой брэндов, для кино вопрос "получится ли оно интересным?" полностью замещается вопросом "получится ли его продать?".

С дрогой стороны, в этом явлении весьма отчетливо проявляются черты будущих трансмедиа - почти в точности так, как я писал здесь. Масс-медиа все больше и больше переходят на идею франшиз, погружения потребителя в вымышленный мир за счет использования формата микросериалов, где каждая серия, обладая чисто формальным с точки зрения сюжета началом и концом, более полно раскрывает медиа-вселенную.